Санкт-Петербург, г. Пушкин, ул. Леонтьевская, д.10 тел: +7(812) 466-58-53, e-mail: gymnasium406@gmail.com

Раздел «Образовательная деятельность»

Реализация дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ по различным направленностям в ОДОД

Отделение осуществляет свою образовательную деятельность по самостоятельно разработанным и одобренным Комитетом по образованию программам следующих направленностей:

  • Естественнонаучная
  • Художественная
  • Физкультурно-спортивная
  • Социально-педагогическая
  • Техническая

Распределение количества обучающихся по направленностям образовательных программ, представленное на диаграмме 1 (рис.1), показывает распределение интересов гимназистов. Отметим повышение количества обучающихся по естественнонаучному, техническому и социально-педагогическому направлениям с повышением возраста детей.

Рисунок 1. Распределение количества обучающихся по направленностям образовательных программ


Охват дополнительным образованием обучающихся гимназии (в %)

Образовательная программа отделения дополнительного образования детей охватывает 66,1% обучающихся гимназии.


Размещение информации в Государственной информационной системе Санкт-Петербурга «Комплексная автоматизированная информационная система каталогизации ресурсов образования Санкт-Петербурга», функции «Навигатор дополнительного образования детей»

Навигатор дополнительного образования детей (petersburgedu.ru)


Соотношение численности учащихся разного возраста в ОДОД

Возрастное соотношение обучающихся в ОДОД составляет:

  • Младшие школьники - 54%
  • Подростки и старшеклассники – 46%

Наличие системы оценки результативности образовательного процесса в ОДОД

Система оценки включает в себя:

  • Положение об аттестации обучающихся в ОДОД (просмотреть)

  • Положение о контроле в ОДОД (просмотреть)

  • Мониторинг результативности образовательного процесса (входная диагностика, промежуточная и итоговая) Диагностические материалы разработаны по всем программам, реализуемым в рамках ОДОД. В них указаны критерии оценивания и обоснования к их выбору, описаны показатели, характерные для низкого, среднего и высокого уровней, а также способы оценивания. Ежегодно педагоги предоставляют в качестве отчёта руководителю ОДОД данные мониторинга результативности усвоения обучающимися образовательной программы. Образец (просмотреть)

  • Учет достижений обучающихся. Результаты конкурсов, олимпиад, турниров, в которых принимали участие обучающиеся ОДОД г

  • Итоговые отчетные мероприятия


Использование дистанционных форматов обучения, элементов электронного обучения

Развитие информационных технологий, а также необходимость продолжать обучение при введении ограничений на посещение очных занятий делают особо значимым развитие дистанционных форматов обучения. На сайте гимназии была создана страница Дистанционное обучение | Гимназия 406 (gymnasium406.ru), позволяющая координировать работу различных подразделений ОДОД, приводящихся в дистанционном формате на платформах Googlе класс, ZOOM, Discord, Skype, Kahoot  и в социальной сети Vk в режиме гибридного обучения, а также максимально облегчить процесс приспособления обучающихся к новым формам работы. В настоящее время учебные планы скорректированы под гибридное образование.

Основные формы онлайн занятий

Синхронное обучение:

  • Чат-занятия — учебные занятия, осуществлялись с использованием чат-технологий. Данный формат используется для проведения тренировок по игре «Что? Где? Когда?». Педагог отправляет вопросы в общую беседу, обучающиеся пишут свои версии или предположения о пути решения. Данный формат подходит в том случае, если нет возможности использовать камеру или есть проблемы с использованием микрофона.
  • Веб-занятия — использовались для дистанционных занятий, семинаров, деловых игр, за счет средств телекоммуникаций и других возможностей «Всемирной паутины».

Пример: тренировка по игре «Что? Где? Когда?» на платформе ZOOM. Обучающиеся видят вопрос на экране и могут вслух предлагать варианты ответа.

  • Телеконференция — используется для трансляции прямого эфира с мест проведения важных мероприятий. Так, хореографический ансамбль «Лукоморье» запустил проект онлайн встреч с хореографами из разных городов России – видео представлены на странице в Инстаграм (@lukomorie_official)

В формате телеконференций проводились выступления участников научно-практической конференции «Царскосельские старты», годе были представлены проектные работы обучающихся в разных кружках ОДОД детей.

В формате телеконференций проходят онлайн турниры по интеллектуальным играм. В этом случае команды видят текст заданий на экране, сдают ответы с помощью гугл-форм, а для обсуждения команда использует платформу Discord.

Асинхронное обучение

  • публикация учебных материалов и заданий, ознакомиться с которыми дети могут в удобное для них время. Публикация заданий происходит на страницах кружков ОДОД в социальной сети «ВКонтакте»:
  • подбор обучающих роликов на канале YouTube для самостоятельных занятий

  • работа на платформе Google (коллективное решение заданий в гугл-документах, выполнение заданий в гугл-классе) платформе Kahoot
  • индивидуальная работа обучающихся в социальной сети «ВКонтакте»

  • тестирование на Googl формах.

Использование технологии тьюторского сопровождения учащихся

Технологии и методики, которые тьютор может использовать в своей работе с учащимися, – это технологии открытого образования.

Формы тьюторского сопровождения:

  • Индивидуальная тьюторская консультация (беседа) - индивидуальная организационная форма тьюторского сопровождения, т.е. обсуждение с тьютором значимых вопросов,  связанных с личным развитием и образованием воспитанника
  • Групповая тьюторская консультация

Реализация педагогами возможностей тьюторства предполагает:

  • выявление и развитие образовательных интересов и мотивов обучающегося, его склонностей и способностей;
  • разработку индивидуального образовательного маршрута, при необходимости – составление индивидуальной или корректировку имеющейся образовательной или учебной программы с учетом интересов и потребностей обучающегося;
  • использование современных образовательных ресурсов для расширения возможностей реализации образовательных потребностей обучающегося;
  • формирование у обучающегося умения проектировать будущее: осознавать себя и свои желания, ставить цели и добиваться их;
  • содействие профессиональному самоопределению обучающегося;
  • консультирование родителей (или лиц, их заменяющих) по развитию личностного потенциала обучающегося.

Тьюторская деятельность может быть реализована с помощью:

  • проектной технологии – организация образовательного процесса, направленного на решение поставленных задач на основе самостоятельного анализа информации и представления результата.;
  • технологии работы с портфолио - это способ фиксирования накопленных достижений;
  • информационных технологий - процесс создания, хранения, передачи, восприятия информации.

Пример проектной технологии. «Музыкально-театральная студия «Дебют» (Руководитель Филянова О.Г.) многие годы активный участник научно-практических конференций в номинации «Проект» Особое место в работе театральной студии  занимает работа над литературно-художественными проектами, связанными с историей жизни и творчества великих русских писателей и поэтов.

Одним их таких проектов является литературно-художественная композиция «Среди святых воспоминаний…», посвящённая первым месяцем семейной жизни А.С.Пушкина, проведённых в Царском Селе в доме Китаевой.

Проект был реализован воспитанниками старшей   группы для проведения театрализованной экскурсии по Мемориальному Музею-даче Пушкина в городе Пушкин. Начиная с декабря 2018 года, начались ежегодные плановые театрализованные экскурсии «Среди святых воспоминаний» совместно с музеем.

Портфолио не только является современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи: поддерживать высокую учебную мотивацию воспитанников; поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения; развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся; формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать. Портфолио может быть электронным или бумажным (папка)

  • технологии группового и индивидуального консультирования – подготовка к самостоятельной работе по принятию решений. В данный период времени
  • тренинговой технологии, как система деятельности, способствующая отработке учебных навыков, процесса выполнения под руководством педагога;

Особенностью игры «Что? Где? Когда?» является то, что игрокам может быть задан вопрос из любой сферы знаний. Командам обычно не даётся тем, по которым будут задаваться вопросы. В связи с этим важным элементом подготовки игроков к турнирам становится техника. Все вопросы строятся по определённым правилам, знание которых значительно повышает шансы команды на правильный ответ. Большинство вопросов сводится к владению определёнными приёмами «раскрутки» вопросов. Поэтому на занятиях (которые принято называть тренировками) значительное внимание уделяется изучению и отработке отдельных приёмов.

Педагогом клуба разработана технология тренинга , позволяющая не только знакомить обучающихся с разновидностями вопросов, но и подбирать задания на отработку каждого из приёмов, которые могут быть использованы для решения предложенных заданий.

Схема работы в практической части:

  • педагог зачитывает вопрос и даёт минуту на обсуждение
  • команда совещается и озвучивает коллективную версию
  • педагог комментирует ответ команды
  • если ответ неверный, педагог объясняет пошагово методику решения данного задания

​План занятия по теме «Наведение географической рамки в вопросах игры «Что? Где? Когда?»

  1. Разминка.  Обучающимся предлагается по предложенным изображениям определить страну

  1. Теоретический блок (понятие национальной культуры, типичные ассоциации по странам,определение национальности по фамилиям, самые известные достопримечательности стран и ихособенности)
  2. Практический блок. Примеры вопросов:
  3. Когда египтянин НагИб МахфУз стал нобелевским лауреатом по литературе, в прессе его назвали еще одной великой ЕЮ. Назовите ЕЕ.

Ответ: [Египетская] пирамида.

Комментарий: Имеются в виду великие пирамиды Хеопса, Хефрена и Микерина. Махфуз, дескать, стал равен им по величине.и т.д.

После отыгрывания командой всех предложенных вопросов педагог подводит итоги тренировки, повторяет важные моменты теоретической части и даёт общую оценку освоения коллективом обучающихся темы занятия.


  • информационных технологий - процесс создания, хранения, передачи, восприятия информации позволяют

​- накапливать и хранить музыкальные файлы;

- менять темп, звуковысотность музыкального произведения;

- производить монтаж, компоновку музыкального произведения;

- хранить фото - и видеоматериалы коллектива;

- средство подготовки выступлений

- поддерживать контакты с родителями, коллегами и осуществлять деловое общение средствами социальных сетей и видеоканалов:

Ютуб канал , как система создания и хранения.  Хореогрфический ансамбль «Лукоморье». Система тренировок.

  • Организация индивидуального  сопровождения  учащихся

В современная педагогика строится на личностно-ориентированном подходе, позволяющем раскрыть таланты и способности каждого ребёнка. Мастерство педагога ОДОД заключается в том, чтобы даже при групповом занятии уделить внимание каждому ребёнку

Основные направления работы:

  • индивидуальный подход к каждому ребёнку, возможность выбора индивидуального образовательного маршрута;
  • наличие соревновательного момента в работе (используется для повышенных нагрузок при подготовке к соревнованиям, конкурсам, турнирам );
  • привлечение к работе специалистов более узкого профиля (преподавателей университетов);
  • общение в разновозрастных группах по интересам;
  • совместно-разделенная работа в группах (позволяет ребёнку осознать свою значимость, а также показать себя в той работе, которая у него получается лучше всего);
  • использование системного эффекта эмерджентности, позволяющего усилить индивидуальные возможности при слаженной групповой работе (используется в рамках коллективного решения задач на турнире математиков «Точка опоры», «Турнире юных физиков», интеллектуальных играх «Что? Где? Когда?», командных видах спорта, подготовке к эстафете в лёгкой атлетике);
  • организация посещений мастер-классов  (джазового пения, ансамбля «Берёзка»,  шоу-балета «Тодес»);
  • организация поездок-стажеровок (в спортивные  лагеря г. Анапа, хореографического ансамбля «Лукоморье» во Всероссийские Детские Центры Орлёнок , «Артек», «Океан»);
  • участие в соревнованиях, фестивалях, конкурсах, выставках;

презентация достижений учащихся на сайте гимназии


Художественная направленность

Художественное направление представлено музыкальным, танцевальным, театральным, анимационным, декоративно-прикладным искусством. Занятия рукоделием построены на индивидуальной работе каждого обучающегося. Педагог объясняет общие принципы работы, в то время как обучающийся самостоятельно может выбрать в какой форме реализовывать общий замысел. Лучшие работы обучающийся выставляются на конкурсы.

Хоровая студия «Пилигрим» уделяет внимание подготовке солистов, которые могут меняться в разных вокальных номерах. Таким образом каждый ребёнок получает возможность себя проявить. Педагог коллектива по собственной методике проводит занятия с детьми, которые страдают от заикания.

Хореографическая студия «Лукоморье» также готовит сольные номера, учитывающие сильные стороны юных танцоров. Каждое занятие сопровождается разминочной частью, в которой педагоги следят за правильностью исполнения отдельных элементов каждым обучающимся. Для отработки техники к занятиям привлекаются профессиональные балетмейстеры, проводящие мастер-классы.

В спектаклях, подготовленных театральной студией «Дебют», каждый ребёнок имеет свою роль. Педагоги студии помогают каждому ребёнку максимально вжиться в воплощаемый на сцене образ – подбирают костюмы, работают над выразительностью произносимого текста.

Студия журналистики предлагает обучающимся различные форматы работы: написание статей, проведение интервью, фотографирование, вёрстка номеров. Каждый ребёнок в кружке может найти то, что ему ближе, и получить индивидуальные советы от педагога для развития своего творческого потенциала.

Обучающиеся студий «Пилигрим» и «Лукоморье», проявляющие особые таланты, получают поддержку педагога, рекомендующего их для поступления в специальные учебные заведения. Педагоги вокальной и театральной студии с желающими и наиболее способными детьми готовят индивидуальные и групповые проекты для показа на конференциях различного уровня.

Физкультурно-спортивная направленность

Занятия спортом предполагают повышенные физические нагрузки. В связи с этим педагоги ОДОД должны внимательно следить за тем, чтобы обучающиеся не получили травм и не нанесли другого вреда своему здоровью.

В секции лёгкой атлетики проводятся «прикидки», позволяющие выявить начальный уровень подготовки каждого занимающегося в кружке ребёнка, чтобы правильно оценить потенциал ребёнка и соотнести его с имеющими сведениями о здоровье. После этого тренер может ставить индивидуальные цели перед каждым обучающимся для максимального раскрытия его физического потенциала. Наиболее способные обучающиеся рекомендуются для поступления в секции спортивной школы.

На занятиях в кружке «Юный стрелок» каждый ребёнок работает индивидуально под присмотром педагога, который в случае необходимости корректирует технику обучающегося.

В игровых видах спорта педагог демонстрирует индивидуальный подход к ребёнку, выбирая для него наиболее подходящую позицию. Так, в секции по баскетболу каждый ребёнок знает, в каком игровом амплуа он наиболее успешен и развивает при помощи советов педагога необходимые для данной позиции навыки.

Техническая направленность

Направление представлено кружком по робототехнике и анимации. Занятия робототехникой проходят в микро-группах, для распределения по которым педагог оценивает начальные способности каждого обучающегося. В группах дети со сходным уровнем подготовки могут работать в комфортном для себя темпе. В группе перед каждым ребёнком ставятся индивидуальные задачи в зависимости от их уровня владения материалом.         В мультСтудии «ПоделКино» дети создают индивидуальные видео-продукты, работая по предложенной педагогом теме. При выборе сюжетов и персонажей учитываются предпочтения детей.

Социально-гуманитарная направленность

В рамках данной направленность проводятся занятия в клубе «Что? Где? Когда?». Несмотря на то, что приоритетной для клуба является командная работа, педагог уделяет внимание и индивидуальной подготовке каждого обучающегося. С целью развития эрудиции проводятся тренировочные турниры в формате индивидуальной своей игры и эрудит-квартета с использованием специального кнопочного оборудования. Данный формат позволяет обучающимся продемонстрировать широту своего кругозора и выявить те темы, в которых каждый ребёнок лучше всего разбирается. Выявление областей знаний, в которых ребёнок демонстрирует наибольшие знания, поможет ему чувствовать себя полезным и значимым в составе команды в игре «Что? Где? Когда?». Индивидуальные игры привносят элемент соревновательности в занятия, что побуждает детей на самостоятельную работу в виде поиска интересной информации или чтения художественной литературы. Кроме того, педагогом клуба при работе используются письменные задания в виде тестов, позволяющие составить рейтинг эрудитов в отдельных областях знаний. Перед турнирами индивидуальная работа проводится с теми детьми, которые в команде выполняют роль капитана и «кнопочника» (нажимает на кнопку в игре «Брейн-ринг»).

 Естественнонаучная направленность

Данная направленность реализуется путём организации проектной работы, в которой каждый обучающийся выбирает себе тему в рамках профиля кружка и проводит самостоятельное исследование. Педагоги помогают ребёнку собрать материал и оформить его в виде письменной работы. С готовыми проектами дети успешно участвуют в научно-практических конференциях, занимая призовые места и становясь победителями. Ученики, посещающие занятия с углублённым изучением физики, нацелены на  «Турнир юных физиков», для подготовки к которому каждый член команды берёт на себя решения одной из предложенных задач. Индивидуальная подготовка каждого задания является залогом успешного выступления всей команды.


Организация наставничества.

Реализация педагогами возможностей наставничества предполагает:

  • определение сопровождаемому наставника исходя из качеств личности и возможности наставника и обоюдного желания взаимодействовать;
  • обеспечение высоких результатов в конкурсах и соревнованиях, создании проектного продукта, проведении исследования (если выполняется роль наставника проекта), а также подготовки к походу, экспедиции. В этом случае наставничество будет одним из временных способов организации деятельности – на одно событие (поход, соревнование и пр.);    

Пример организационной работы по наставничеству. «Музыкально-театральная студия «Дебют»  Двухгодичный исследовательский  проект педагога и учащихся средней и старшей групп.

В роли наставников выступили воспитанники  6 года обучения:  Постников Андрей, Моисеев Петр, Филянов Сергей.  Результат – исследовательский проект  «Герой невинный и прекрасный» и музыкально-литературная композиция, посвященная князю О.К. Романову

  • целенаправленное создание для обучающегося ситуаций успеха, обеспечение психологической поддержки, повышения авторитета в коллективе, развитие уверенности в своих силах, целеустремленности, потребности в самосовершенствовании;
  • мотивирование наставляемого к активному участию во внеучебной деятельности детского объединения;

«Образцовый хореографический ансамбль «Лукоморье», руководитель Уваричева Н.Ю:

Ежегодный творческий проект «Конкурс детских балетмейстерских работ» в рамках работы  наставничества и профориентации «Я - балетмейстер». В проекте принимают участие все группы ансамбля с 1 по 8 год обучения и их родители,  при этом выпускники ансамбля и воспитанники старших групп –  наставники младших групп и родителей. В прошлом и в этом году конкурс проводится  в онлайн режиме: https://vk.com/wall-624904_5980

  • взаимодействие с педагогами и родителями обучающегося для обеспечения его поддержки;
  • обеспечение взаимодействия старших, младших воспитанников и выпускников.

Пример – грандиозные проекты совместного творчества педагогов и ребят старшего возраста и выпускников ( без которых осуществить данные проекты было бы сложно) у  «Образцового хореографического ансамбля «Лукоморье» - музыкано-танцевальные спектакли. Их у коллектива уже 4  https://www.youtube.com/watch?v=VDuKf8x10gQ и  https://vk.com/wall-624904_6507


Интеграция основного и дополнительного образования

Интеграция основного и дополнительного образования содержится в миссии ОДОД.

Миссия ОДОД гимназии: создание целостного культурно-образовательного пространства, привлекающего детей возможностью творческой самореализации, интеллектуального, физического и духовного самосовершенствования, высоким профессионализмом педагогов, интересной организацией досуга, атмосферой душевного тепла и понимания.

Интеграция отражена в двух девизах:

  • «Помогаем расцвести талантам» – символизирует объединение усилий педагогов ОДОД и учителей для наиболее полного раскрытия потенциала личности каждого обучающегося,
  • «Закон ОДОД гимназии один для всех: УМ + ЗДОРОВЬЕ + ТВОРЧЕСТВО = УСПЕХ» символизирует интеграцию более высокого порядка: на уровне образовательных областей общего образования, центров и направленностей ОДОД.

Интеграция основного и дополнительного образования обеспечивается:

  • согласованием учебных программ основного и дополнительного образования;
  • совместными делами, мероприятиями в области воспитания;
  • реализацией единой образовательной среды (модель среды разработана и реализуется с 2011 г.).

Рассмотрим подробнее.

Согласование учебных программ основного и дополнительного образования

Содержание образовательной программы ОДОД сопряжено с целями и задачами основной образовательной программы ГБОУ гимназия № 406, направлено на создание условий для успешности ребенка, его самораскрытия, личностного и профессионального самоопределения, самоутверждения в социально ценной деятельности.

Многие программы дополнительного образования являются продолжением учебных программ основного общего образования, существенно расширяя их содержание и обеспечивая освоение актуальных прикладных навыков детей.

Интеграция программ основного и дополнительного образования (просмотреть)

* Примером интеграции основного и дополнительного образования является работа ученического научно-исследовательского общества (УНИО) в котором ребята занимаются научно-исследовательской деятельностью, приобретая опыт собственной проектной работы. Результаты исследовательской и проектной деятельности презентуются на научно-практических конференциях, олимпиадах, конкурсах и др.

  • Совместные программы, дела, мероприятия в области воспитания

Интеграция в области воспитательной работы основного и дополнительного образования обеспечивается следующими связями:

  1. Согласованием рабочих программ воспитания: гимназии и ОДОД;
  2. Участием педагогов ОДОД в реализации воспитательных программ гимназии: «Здоровый ребенок – успешный ученик», «Открой в себе Родину», «Наше Отечество», «Программа профилактики правонарушений «Жить здорово»», «Семья – моя главная опора», «Одаренные дети»;
  3. Активным участием творческих коллективов в ключевых делах гимназии (подробнее в разделе 3);
  4. Участием педагогов и обучающихся ШСК в организации спортивных мероприятий гимназии ;
  5. Обучением участников детских общественных объединений, входящих в ДОО «ВЗЛЁТ», по соответствующим программам ОДОД (например, участники отряда «Зарница», клуба «Юные патриоты России» - по программа «Юный стрелок» и «Зарница»).
  • Единая интерактивная образовательная среда

С 2011 года в гимназии разработаны и действуют модель интерактивной образовательной среды (рис. 1) и программа по ее реализации, способствующая расширению образовательного пространства, создает условия для наиболее полного самораскрытия личности гимназиста.

Благодаря совместным проектам, взаимодействию учителей и педагогов ОДОД, обучающихся как представителей классов и детских объединений сформирована и существует атмосфера сотворчества, свободы поиска, консультаций, поддержки инициатив, взаимообучения, общности интересов.

Примеры сочетания программ основного общего и дополнительного образования

Многие программы дополнительного образования являются углублением базовых учебных программ, существенно расширяя их содержание и обеспечивая освоение актуальных прикладных навыков детей. Так, например, по учебным дисциплинам

Учебные предметы

Программы ОДОД

Физика и математика, алгебра, геометрия, химия

Углубляет цикл программ «Решение задач повышенного уровня», основная цель которых – решение нестандартных задач и подготовка к олимпиадам различного уровня

История, литература, русский язык, обществоведение, биология, география. Индивидуальный проект

Дополняют программы:

      «Проектная деятельность в области гуманитарных наук» и «Проектная деятельность в области естественных наук наук», цель которых – организация проектной деятельности ребенка в выбранном направлении;

 Клуб «Что? Где? Когда?» - программа интеллектуальной игры, направлена на  расширение знаний в различных дисциплинах

Информатика

      «Основы робототехника» и «МультСтудия ПоделКино» соотносятся с программами технической направленности.


      Примеры совместных проектов основного и дополнительного образования

  1. Совместный социальный проект отделения дополнительного образования. Руководитель педагог -организатор отделения Н.Ш. Ярцева привлекла и разработала с учащихся гимназии и ОДОД два проекта: Долгосрочный проект «Детский ботанический сад как креативное пространство»

 

 

2. «Макет игровой зоны для подростков» в Пушкинском районе. Проект, получивший свое начало на городском конкурсе дизайн-проектов «Я дизайнер-100идей», был доработан командой учащихся гимназии и воспитанников ОДОД. Проект с успехом участвовал в выставках конференциях различного уровня.

Таким образом, дополнительное образование детей усиливает вариативную составляющую общего образования и помогает детям в раннем профессиональном самоопределении, способствует реализации их сил, знаний, полученных в базовом компоненте. На занятиях задействуются все формы, способствующие развитию познавательной, творческой и социальной активности воспитанников.

Еще одной из форм деятельности, через которую осуществляется интеграция основного и дополнительного образования, является работа в школьном музее. При этом содержание учебной деятельности не дублирует содержание предметов истории и обществознания, а дополняет и углубляет, дает хороший старт для социализации. Способствует этому умение разработать и провести экскурсию, умение работать с текстами, архивами, вести поисковую и исследовательскую деятельность.

За пределами учебного плана интеграция основного и дополнительного образования представлена и во внеурочной деятельности (внутри школы) и внешкольной (межсетевой) деятельностью.


Формы взаимодействия ОДОД и внеурочной деятельности в общеобразовательном учреждении

В рамках ФГОС начального и основного общего образования выделены основные направления внеурочной деятельности:

1) спортивно-оздоровительное

2) духовно-нравственное

3) общеинтеллектуальное

4) общекультурное

5) социальное

Способы организации внеурочной деятельности в гимназии при взаимодействии с ОДОД:

  • Реализация программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся;

Системообразующими для организации воспитательной работы гимназии являются авторские программы «Открой в себе Родину», «Здоровое поколение» (5-11 классы) и «Наше Отечество», «Здоровый ребенок – успешный ученик» (1-4 классы).

  • Включение ребенка в систему коллективных творческих дел, которые являются частью воспитательной системы образовательного учреждения по направлениям внеурочной деятельности;

  • Реализация программ дополнительного образования, разработанных педагогами образовательного учреждения;

Гимназисту, находящемуся в интегративном пространстве, предоставляется возможность самореализации в детских объединениях (кружках, секциях) трех Центров дополнительного образования и проявить себя в творческих группах по подготовке и проведению общешкольных и внутриклассных дел, участвовать во внешкольных делах и мероприятиях.

Краткосрочные программы интенсивные сессии, организация летнего и каникулярного образовательного отдыха

Краткосрочные программы отделения дополнительного образования:

  • Краткосрочная  программа проектной деятельности  (ГБОУ гимназии № 406 – основатель и организатор проектно – исследовательской конференции «В науку первые шаги»  для младших школьников и региональной открытой проектно – исследовательской конференции старшеклассников «Царскосельские старты»  В связи с этим  отделение дополнительного образования активно участвует в проектной деятельности.)
  • Программа организации каникулярного и летнего образовательного отдыха «Здоровое поколение».

Краткосрочные проекты хореографического ансамбля «Лукоморье»

 Клуб «Что? Где? Когда?»

 Липецк межрегиональный фестиваль интеллектуальных игр «Изумрудный город» (осенние каникулы 2021) и  Фестиваль интеллектуальных игр «Янтарная сова», город Калининград – август, 2018

В отделении сложилась хорошая традиция профильных сменв таких загородных лагерях, как Фрегат, Зеркальный и Балтийский берег

На каждой смене отрабатывает программу социального развития детей, которая осуществляется в процессе "погружения" в определенную систему ценностей, отношений, культурных образцов и т.д.:

 - разработка образовательной программы под смену;

 - отбор детей, так как образовательная программа профильной смены 

Лагерь  ФРЕГАТ  танцевальная смена

2019 год. Лагерь ВОСХОД журналистская смена

2019 год Лагерь ВОСХОД. Смена, посвященная военизированной игре «Зарница»

2021 год. Танцевальная смена.  Кучугуры

 2018 год. Танцевальная смена. «ОКЕАН» г. Владивосток

Тематические спортивные смены и тренировочные сборы в объединении легкая атлетикавлагерях городов Анапа, Кисловодск и Абхазии

Абхазия

Кисловодск


Использование разнообразных форматов обучения (Просмотреть)


Реализация адаптированных дополнительных общеобразовательных программ.

Группами несовершеннолетних,  нуждающихся в социально-педагогической поддержке являются дети с различными нарушениями, дети-инвалиды, требующие особого отношения и особого подхода.

Соответственно создание психолого-социальных условий сопровождения школьников инклюзивной практики зависит от двух важных факторов:

  1. Насколько социальная среда будет поддерживать развитие ребенка и предоставлять необходимые ресурсы познавательного, физического, социального и эмоционального развития.
  2. Насколько дети с ОВЗ и их нормально развивающиеся сверстники готовы и способны к продуктивному взаимодействию.

 В гимназии  создана Доступная среда | Гимназия 406 (gymnasium406.ru)

 Работает служба  психолого‐педагогического сопровождения ребенка.

В контексте обозначенных задач психолого‐педагогическое сопровождение реализует основные направления:

  • профилактика;
  • диагностика (индивидуальная и групповая (скрининг);
  • консультирование (индивидуальное и групповое);
  • коррекционная работа (индивидуальная и групповая);
  • психологическое просвещение и образование:

На данный момент детей  с различными нарушениями, детей-инвалидов, требующих особого отношения и особого подхода в отделении нет.

Однако в отделении есть дети с осложненным поведением и это отражается на выборе их  видов деятельности. Для большинства таких детей это предметно-практические виды с возможным достижением значимых результатов за достаточно короткий срок.

Важное значение имеет психолого-педагогическое сопровождение в процессе самопознания и самосовершенствования воспитанника (индивидуальная работа с психологом, классным руководителем и родителями учет индивидуальных особенностей, создание ситуации успеха).

С целью поддержания их интереса учебные программы предусматривают поэтапное достижение цели при освоении обучающимися необходимых видов деятельности. При этом важным элементом программы является фиксирование таких этапных достижений.  В качестве средств, подтверждающих достигнутое, в соответствие с учебными программами руководителями объединений  используются: вручение грамот, награждение призами и т.п. Эффективным средством может стать запись в объединения физкультурно-спортивной и технической направленности

Важное значение имеет психолого-педагогическое сопровождение в процессе самопознания и самосовершенствования воспитанника (индивидуальная и групповая работа с психологом, учет индивидуальных особенностей педагогом-воспитателем, создание ситуации успеха и т.п.).

Группами несовершеннолетних, также нуждающихся в социально-педагогической поддержке,  являются одаренные дети, требующие особого отношения и особого подхода.

Работа организуется на основе специальной программы гимназии «Одаренные дети», которая предполагает ряд этапов.

Выявление одаренных детей. Сбор сведений посредством:

  • диагностику, накапливающей достижения учащихся в гимназии и за ее пределами; автоматически выделяющей наивысшие достижения детей;
  • раннее выявление через информациию от учителей и педагогов ОДОД о достижениях и проявляющихся способностей учащихся;
  • наблюдении за работой ребёнка над индивидуальными заданиями, реализацией проекта;
  • установление контактов с учителями-предметниками, которые могут установить таланты ребёнка в рамках работы на их уроке (писательский талант, хорошо развитое логическое мышление, смекалка – для интеллектуального клуба «Что? Где? Когда?»);
  • диагностики, проводимой ПСП-службы (с согласия родителей).

Привлечение. Решению данной задачи способствуют:

  • реклама отделений ОДОД, выступление на родительских собраниях, на сайте;
  • организация творческих выступлений учащихся на классных часах;
  • организация публичных выступлений коллективов, показательных игр и соревнований, проведение ознакомительных занятий.

Поддержка

  • создание благоприятной дружеской атмосферы на занятии в группе, способствующей самораскрытию личности;
  • создание ситуации успеха;

  • работа с родителями: консультирование по вопросам помощи развития ребёнка;
  • публичное чествования, торжественное награждение учащихся-победителей различных олимпиад, конференций, конкурсов и соревнований.

 

Версия для слабовидящих

Шрифт:
Цвет:

Text Resize

-A A +A

 

Официальные ресурсы и партнёры

Министерство Просвещения РФ

Государственные услуги в Санкт-Петербурге