Реализация дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ по различным направленностям в ОДОД
Отделение осуществляет свою образовательную деятельность по самостоятельно разработанным и одобренным Комитетом по образованию программам следующих направленностей:
-
Естественнонаучная
-
Художественная
-
Физкультурно-спортивная
-
Социально-педагогическая
-
Техническая
Распределение количества обучающихся по направленностям образовательных программ, представленное на диаграмме 1 (рис.1), показывает распределение интересов гимназистов. Отметим повышение количества обучающихся по естественнонаучному, техническому и социально-педагогическому направлениям с повышением возраста детей.
![](/sites/default/files/images/ycuucyuyc.jpg)
Рисунок 1. Распределение количества обучающихся по направленностям образовательных программ
Охват дополнительным образованием обучающихся гимназии (в %)
Образовательная программа отделения дополнительного образования детей охватывает 66,1% обучающихся гимназии.
Размещение информации в Государственной информационной системе Санкт-Петербурга «Комплексная автоматизированная информационная система каталогизации ресурсов образования Санкт-Петербурга», функции «Навигатор дополнительного образования детей»
Навигатор дополнительного образования детей (petersburgedu.ru)
Соотношение численности учащихся разного возраста в ОДОД
Возрастное соотношение обучающихся в ОДОД составляет:
-
Младшие школьники - 54%
-
Подростки и старшеклассники – 46%
Наличие системы оценки результативности образовательного процесса в ОДОД
Система оценки включает в себя:
-
Положение об аттестации обучающихся в ОДОД (просмотреть)
-
Положение о контроле в ОДОД (просмотреть)
-
Мониторинг результативности образовательного процесса (входная диагностика, промежуточная и итоговая) Диагностические материалы разработаны по всем программам, реализуемым в рамках ОДОД. В них указаны критерии оценивания и обоснования к их выбору, описаны показатели, характерные для низкого, среднего и высокого уровней, а также способы оценивания. Ежегодно педагоги предоставляют в качестве отчёта руководителю ОДОД данные мониторинга результативности усвоения обучающимися образовательной программы. Образец (просмотреть)
-
Учет достижений обучающихся. Результаты конкурсов, олимпиад, турниров, в которых принимали участие обучающиеся ОДОД г
-
Итоговые отчетные мероприятия
![](/sites/default/files/images/ucyuycu.jpg)
![](/sites/default/files/images/fvyvfy.jpg)
Использование дистанционных форматов обучения, элементов электронного обучения
Развитие информационных технологий, а также необходимость продолжать обучение при введении ограничений на посещение очных занятий делают особо значимым развитие дистанционных форматов обучения. На сайте гимназии была создана страница Дистанционное обучение | Гимназия 406 (gymnasium406.ru), позволяющая координировать работу различных подразделений ОДОД, приводящихся в дистанционном формате на платформах Googlе класс, ZOOM, Discord, Skype, Kahoot и в социальной сети Vk в режиме гибридного обучения, а также максимально облегчить процесс приспособления обучающихся к новым формам работы. В настоящее время учебные планы скорректированы под гибридное образование.
Основные формы онлайн занятий
Синхронное обучение:
-
Чат-занятия — учебные занятия, осуществлялись с использованием чат-технологий. Данный формат используется для проведения тренировок по игре «Что? Где? Когда?». Педагог отправляет вопросы в общую беседу, обучающиеся пишут свои версии или предположения о пути решения. Данный формат подходит в том случае, если нет возможности использовать камеру или есть проблемы с использованием микрофона.
-
Веб-занятия — использовались для дистанционных занятий, семинаров, деловых игр, за счет средств телекоммуникаций и других возможностей «Всемирной паутины».
Пример: тренировка по игре «Что? Где? Когда?» на платформе ZOOM. Обучающиеся видят вопрос на экране и могут вслух предлагать варианты ответа.
![](/sites/default/files/images/snimokvyvyfvfyv.jpg)
-
Телеконференция — используется для трансляции прямого эфира с мест проведения важных мероприятий. Так, хореографический ансамбль «Лукоморье» запустил проект онлайн встреч с хореографами из разных городов России – видео представлены на странице в Инстаграм (@lukomorie_official)
В формате телеконференций проводились выступления участников научно-практической конференции «Царскосельские старты», годе были представлены проектные работы обучающихся в разных кружках ОДОД детей.
В формате телеконференций проходят онлайн турниры по интеллектуальным играм. В этом случае команды видят текст заданий на экране, сдают ответы с помощью гугл-форм, а для обсуждения команда использует платформу Discord.
![](/sites/default/files/images/vfvfyvyf.jpg)
Асинхронное обучение
-
публикация учебных материалов и заданий, ознакомиться с которыми дети могут в удобное для них время. Публикация заданий происходит на страницах кружков ОДОД в социальной сети «ВКонтакте»:
-
подбор обучающих роликов на канале YouTube для самостоятельных занятий
![](/sites/default/files/images/yfvvfyvfyvyfv.jpg)
-
работа на платформе Google (коллективное решение заданий в гугл-документах, выполнение заданий в гугл-классе) платформе Kahoot
-
индивидуальная работа обучающихся в социальной сети «ВКонтакте»
![](/sites/default/files/images/fvvfyvf.jpg)
-
тестирование на Googl формах.
Использование технологии тьюторского сопровождения учащихся
Технологии и методики, которые тьютор может использовать в своей работе с учащимися, – это технологии открытого образования.
Формы тьюторского сопровождения:
-
Индивидуальная тьюторская консультация (беседа) - индивидуальная организационная форма тьюторского сопровождения, т.е. обсуждение с тьютором значимых вопросов, связанных с личным развитием и образованием воспитанника
-
Групповая тьюторская консультация
Реализация педагогами возможностей тьюторства предполагает:
-
выявление и развитие образовательных интересов и мотивов обучающегося, его склонностей и способностей;
-
разработку индивидуального образовательного маршрута, при необходимости – составление индивидуальной или корректировку имеющейся образовательной или учебной программы с учетом интересов и потребностей обучающегося;
-
использование современных образовательных ресурсов для расширения возможностей реализации образовательных потребностей обучающегося;
-
формирование у обучающегося умения проектировать будущее: осознавать себя и свои желания, ставить цели и добиваться их;
-
содействие профессиональному самоопределению обучающегося;
-
консультирование родителей (или лиц, их заменяющих) по развитию личностного потенциала обучающегося.
Тьюторская деятельность может быть реализована с помощью:
-
проектной технологии – организация образовательного процесса, направленного на решение поставленных задач на основе самостоятельного анализа информации и представления результата.;
-
технологии работы с портфолио - это способ фиксирования накопленных достижений;
-
информационных технологий - процесс создания, хранения, передачи, восприятия информации.
Пример проектной технологии. «Музыкально-театральная студия «Дебют» (Руководитель Филянова О.Г.) многие годы активный участник научно-практических конференций в номинации «Проект» Особое место в работе театральной студии занимает работа над литературно-художественными проектами, связанными с историей жизни и творчества великих русских писателей и поэтов.
Одним их таких проектов является литературно-художественная композиция «Среди святых воспоминаний…», посвящённая первым месяцем семейн
ой жизни А.С.Пушкина, проведённых в Царском Селе в доме Китаевой.
Проект был реализован воспитанниками старшей группы для проведения театрализованной экскурсии по Мемориальному Музею-даче Пушкина в городе Пушкин. Начиная с декабря 2018 года, начались ежегодные плановые театрализованные экскурсии «Среди святых воспоминаний» совместно с музеем.
Портфолио не только является современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи: поддерживать высокую учебную мотивацию воспитанников; поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения; развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся; формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать. Портфолио может быть электронным или бумажным (папка)
-
технологии группового и индивидуального консультирования – подготовка к самостоятельной работе по принятию решений. В данный период времени
-
тренинговой технологии, как система деятельности, способствующая отработке учебных навыков, процесса выполнения под руководством педагога;
Особенностью игры «Что? Где? Когда?» является то, что игрокам может быть задан вопрос из любой сферы знаний. Командам обычно не даётся тем, по которым будут задаваться вопросы. В связи с этим важным элементом подготовки игроков к турнирам становится техника. Все вопросы строятся по определённым правилам, знание которых значительно повышает шансы команды на правильный ответ. Большинство вопросов сводится к владению определёнными приёмами «раскрутки» вопросов. Поэтому на занятиях (которые принято называть тренировками) значительное внимание уделяется изучению и отработке отдельных приёмов.![](/sites/default/files/images/mchsmchs.jpg)
Педагогом клуба разработана технология тренинга , позволяющая не только знакомить обучающихся с разновидностями вопросов, но и подбирать задания на отработку каждого из приёмов, которые могут быть использованы для решения предложенных заданий.
Схема работы в практической части:
-
педагог зачитывает вопрос и даёт минуту на обсуждение
-
команда совещается и озвучивает коллективную версию
-
педагог комментирует ответ команды
-
если ответ неверный, педагог объясняет пошагово методику решения данного задания
План занятия по теме «Наведение географической рамки в вопросах игры «Что? Где? Когда?»
-
Разминка. Обучающимся предлагается по предложенным изображениям определить страну
![](/sites/default/files/images/vyayva.jpg)
-
Теоретический блок (понятие национальной культуры, типичные ассоциации по странам,определение национальности по фамилиям, самые известные достопримечательности стран и ихособенности)
-
Практический блок. Примеры вопросов:
-
Когда египтянин НагИб МахфУз стал нобелевским лауреатом по литературе, в прессе его назвали еще одной великой ЕЮ. Назовите ЕЕ.
Ответ: [Египетская] пирамида.
Комментарий: Имеются в виду великие пирамиды Хеопса, Хефрена и Микерина. Махфуз, дескать, стал равен им по величине.и т.д.
После отыгрывания командой всех предложенных вопросов педагог подводит итоги тренировки, повторяет важные моменты теоретической части и даёт общую оценку освоения коллективом обучающихся темы занятия.
-
информационных технологий - процесс создания, хранения, передачи, восприятия информации позволяют
- накапливать и хранить музыкальные файлы;
- менять темп, звуковысотность музыкального произведения;
- производить монтаж, компоновку музыкального произведения;
- хранить фото - и видеоматериалы коллектива;
- средство подготовки выступлений
- поддерживать контакты с родителями, коллегами и осуществлять деловое общение средствами социальных сетей и видеоканалов:
Ютуб канал , как система создания и хранения. Хореогрфический ансамбль «Лукоморье». Система тренировок.
![](/sites/default/files/images/vfyvfyvfyv.jpg)
-
Организация индивидуального сопровождения учащихся
В современная педагогика строится на личностно-ориентированном подходе, позволяющем раскрыть таланты и способности каждого ребёнка. Мастерство педагога ОДОД заключается в том, чтобы даже при групповом занятии уделить внимание каждому ребёнку
Основные направления работы:
-
индивидуальный подход к каждому ребёнку, возможность выбора индивидуального образовательного маршрута;
-
наличие соревновательного момента в работе (используется для повышенных нагрузок при подготовке к соревнованиям, конкурсам, турнирам );
-
привлечение к работе специалистов более узкого профиля (преподавателей университетов);
-
общение в разновозрастных группах по интересам;
-
совместно-разделенная работа в группах (позволяет ребёнку осознать свою значимость, а также показать себя в той работе, которая у него получается лучше всего);
-
использование системного эффекта эмерджентности, позволяющего усилить индивидуальные возможности при слаженной групповой работе (используется в рамках коллективного решения задач на турнире математиков «Точка опоры», «Турнире юных физиков», интеллектуальных играх «Что? Где? Когда?», командных видах спорта, подготовке к эстафете в лёгкой атлетике);
-
организация посещений мастер-классов (джазового пения, ансамбля «Берёзка», шоу-балета «Тодес»);
-
организация поездок-стажеровок (в спортивные лагеря г. Анапа, хореографического ансамбля «Лукоморье» во Всероссийские Детские Центры Орлёнок , «Артек», «Океан»);
-
участие в соревнованиях, фестивалях, конкурсах, выставках;
презентация достижений учащихся на сайте гимназии
Художественная направленность
Художественное направление представлено музыкальным, танцевальным, театральным, анимационным, декоративно-прикладным искусством. Занятия рукоделием построены на индивидуальной работе каждого обучающегося. Педагог объясняет общие принципы работы, в то время как обучающийся самостоятельно может выбрать в какой форме реализовывать общий замысел. Лучшие работы обучающийся выставляются на конкурсы.
Хоровая студия «Пилигрим» уделяет внимание подготовке солистов, которые могут меняться в разных вокальных номерах. Таким образом каждый ребёнок получает возможность себя проявить. Педагог коллектива по собственной методике проводит занятия с детьми, которые страдают от заикания.
Хореографическая студия «Лукоморье» также готовит сольные номера, учитывающие сильные стороны юных танцоров. Каждое занятие сопровождается разминочной частью, в которой педагоги следят за правильностью исполнения отдельных элементов каждым обучающимся. Для отработки техники к занятиям привлекаются профессиональные балетмейстеры, проводящие мастер-классы.
В спектаклях, подготовленных театральной студией «Дебют», каждый ребёнок имеет свою роль. Педагоги студии помогают каждому ребёнку максимально вжиться в воплощаемый на сцене образ – подбирают костюмы, работают над выразительностью произносимого текста.
Студия журналистики предлагает обучающимся различные форматы работы: написание статей, проведение интервью, фотографирование, вёрстка номеров. Каждый ребёнок в кружке может найти то, что ему ближе, и получить индивидуальные советы от педагога для развития своего творческого потенциала.
Обучающиеся студий «Пилигрим» и «Лукоморье», проявляющие особые таланты, получают поддержку педагога, рекомендующего их для поступления в специальные учебные заведения. Педагоги вокальной и театральной студии с желающими и наиболее способными детьми готовят индивидуальные и групповые проекты для показа на конференциях различного уровня.
Физкультурно-спортивная направленность
Занятия спортом предполагают повышенные физические нагрузки. В связи с этим педагоги ОДОД должны внимательно следить за тем, чтобы обучающиеся не получили травм и не нанесли другого вреда своему здоровью.
В секции лёгкой атлетики проводятся «прикидки», позволяющие выявить начальный уровень подготовки каждого занимающегося в кружке ребёнка, чтобы правильно оценить потенциал ребёнка и соотнести его с имеющими сведениями о здоровье. После этого тренер может ставить индивидуальные цели перед каждым обучающимся для максимального раскрытия его физического потенциала. Наиболее способные обучающиеся рекомендуются для поступления в секции спортивной школы.
На занятиях в кружке «Юный стрелок» каждый ребёнок работает индивидуально под присмотром педагога, который в случае необходимости корректирует технику обучающегося.
В игровых видах спорта педагог демонстрирует индивидуальный подход к ребёнку, выбирая для него наиболее подходящую позицию. Так, в секции по баскетболу каждый ребёнок знает, в каком игровом амплуа он наиболее успешен и развивает при помощи советов педагога необходимые для данной позиции навыки.
Техническая направленность
Направление представлено кружком по робототехнике и анимации. Занятия робототехникой проходят в микро-группах, для распределения по которым педагог оценивает начальные способности каждого обучающегося. В группах дети со сходным уровнем подготовки могут работать в комфортном для себя темпе. В группе перед каждым ребёнком ставятся индивидуальные задачи в зависимости от их уровня владения материалом. В мультСтудии «ПоделКино» дети создают индивидуальные видео-продукты, работая по предложенной педагогом теме. При выборе сюжетов и персонажей учитываются предпочтения детей.
Социально-гуманитарная направленность
В рамках данной направленность проводятся занятия в клубе «Что? Где? Когда?». Несмотря на то, что приоритетной для клуба является командная работа, педагог уделяет внимание и индивидуальной подготовке каждого обучающегося. С целью развития эрудиции проводятся тренировочные турниры в формате индивидуальной своей игры и эрудит-квартета с использованием специального кнопочного оборудования. Данный формат позволяет обучающимся продемонстрировать широту своего кругозора и выявить те темы, в которых каждый ребёнок лучше всего разбирается. Выявление областей знаний, в которых ребёнок демонстрирует наибольшие знания, поможет ему чувствовать себя полезным и значимым в составе команды в игре «Что? Где? Когда?». Индивидуальные игры привносят элемент соревновательности в занятия, что побуждает детей на самостоятельную работу в виде поиска интересной информации или чтения художественной литературы. Кроме того, педагогом клуба при работе используются письменные задания в виде тестов, позволяющие составить рейтинг эрудитов в отдельных областях знаний. Перед турнирами индивидуальная работа проводится с теми детьми, которые в команде выполняют роль капитана и «кнопочника» (нажимает на кнопку в игре «Брейн-ринг»).
Естественнонаучная направленность
Данная направленность реализуется путём организации проектной работы, в которой каждый обучающийся выбирает себе тему в рамках профиля кружка и проводит самостоятельное исследование. Педагоги помогают ребёнку собрать материал и оформить его в виде письменной работы. С готовыми проектами дети успешно участвуют в научно-практических конференциях, занимая призовые места и становясь победителями. Ученики, посещающие занятия с углублённым изучением физики, нацелены на «Турнир юных физиков», для подготовки к которому каждый член команды берёт на себя решения одной из предложенных задач. Индивидуальная подготовка каждого задания является залогом успешного выступления всей команды.
Организация наставничества.
Реализация педагогами возможностей наставничества предполагает:
-
определение сопровождаемому наставника исходя из качеств личности и возможности наставника и обоюдного желания взаимодействовать;
-
обеспечение высоких результатов в конкурсах и соревнованиях, создании проектного продукта, проведении исследования (если выполняется роль наставника проекта), а также подготовки к походу, экспедиции. В этом случае наставничество будет одним из временных способов организации деятельности – на одно событие (поход, соревнование и пр.);
Пример организационной работы по наставничеству. «Музыкально-театральная студия «Дебют» Двухгодичный исследовательский проект педагога и учащихся средней и старшей групп.
В роли наставников выступили воспитанники 6 года обучения: Постников Андрей, Моисеев Петр, Филянов Сергей. Результат – исследовательский проект «Герой невинный и прекрасный» и музыкально-литературная композиция, посвященная князю О.К. Романову
![](/sites/default/files/images/fyvfyv_0.jpg)
-
целенаправленное создание для обучающегося ситуаций успеха, обеспечение психологической поддержки, повышения авторитета в коллективе, развитие уверенности в своих силах, целеустремленности, потребности в самосовершенствовании;
-
мотивирование наставляемого к активному участию во внеучебной деятельности детского объединения;
«Образцовый хореографический ансамбль «Лукоморье», руководитель Уваричева Н.Ю:
Ежегодный творческий проект «Конкурс детских балетмейстерских работ» в рамках работы наставничества и профориентации «Я - балетмейстер». В проекте принимают участие все группы ансамбля с 1 по 8 год обучения и их родители, при этом выпускники ансамбля и воспитанники старших групп – наставники младших групп и родителей. В прошлом и в этом году конкурс проводится в онлайн режиме: https://vk.com/wall-624904_5980
-
взаимодействие с педагогами и родителями обучающегося для обеспечения его поддержки;
-
обеспечение взаимодействия старших, младших воспитанников и выпускников.
Пример – грандиозные проекты совместного творчества педагогов и ребят старшего возраста и выпускников ( без которых осуществить данные проекты было бы сложно) у «Образцового хореографического ансамбля «Лукоморье» - музыкано-танцевальные спектакли. Их у коллектива уже 4 https://www.youtube.com/watch?v=VDuKf8x10gQ и https://vk.com/wall-624904_6507
![](/sites/default/files/images/snimokyvfvfvy.jpg)
![](/sites/default/files/images/vpypyvp.jpg)
Интеграция основного и дополнительного образования
Интеграция основного и дополнительного образования содержится в миссии ОДОД.
Миссия ОДОД гимназии: создание целостного культурно-образовательного пространства, привлекающего детей возможностью творческой самореализации, интеллектуального, физического и духовного самосовершенствования, высоким профессионализмом педагогов, интересной организацией досуга, атмосферой душевного тепла и понимания.
Интеграция отражена в двух девизах:
-
«Помогаем расцвести талантам» – символизирует объединение усилий педагогов ОДОД и учителей для наиболее полного раскрытия потенциала личности каждого обучающегося,
-
«Закон ОДОД гимназии один для всех: УМ + ЗДОРОВЬЕ + ТВОРЧЕСТВО = УСПЕХ» символизирует интеграцию более высокого порядка: на уровне образовательных областей общего образования, центров и направленностей ОДОД.
Интеграция основного и дополнительного образования обеспечивается:
-
согласованием учебных программ основного и дополнительного образования;
-
совместными делами, мероприятиями в области воспитания;
-
реализацией единой образовательной среды (модель среды разработана и реализуется с 2011 г.).
Рассмотрим подробнее.
Согласование учебных программ основного и дополнительного образования
Содержание образовательной программы ОДОД сопряжено с целями и задачами основной образовательной программы ГБОУ гимназия № 406, направлено на создание условий для успешности ребенка, его самораскрытия, личностного и профессионального самоопределения, самоутверждения в социально ценной деятельности.
Многие программы дополнительного образования являются продолжением учебных программ основного общего образования, существенно расширяя их содержание и обеспечивая освоение актуальных прикладных навыков детей.
Интеграция программ основного и дополнительного образования (просмотреть)
* Примером интеграции основного и дополнительного образования является работа ученического научно-исследовательского общества (УНИО) в котором ребята занимаются научно-исследовательской деятельностью, приобретая опыт собственной проектной работы. Результаты исследовательской и проектной деятельности презентуются на научно-практических конференциях, олимпиадах, конкурсах и др.
-
Совместные программы, дела, мероприятия в области воспитания
Интеграция в области воспитательной работы основного и дополнительного образования обеспечивается следующими связями:
-
Согласованием рабочих программ воспитания: гимназии и ОДОД;
-
Участием педагогов ОДОД в реализации воспитательных программ гимназии: «Здоровый ребенок – успешный ученик», «Открой в себе Родину», «Наше Отечество», «Программа профилактики правонарушений «Жить здорово»», «Семья – моя главная опора», «Одаренные дети»;
-
Активным участием творческих коллективов в ключевых делах гимназии (подробнее в разделе 3);
-
Участием педагогов и обучающихся ШСК в организации спортивных мероприятий гимназии ;
-
Обучением участников детских общественных объединений, входящих в ДОО «ВЗЛЁТ», по соответствующим программам ОДОД (например, участники отряда «Зарница», клуба «Юные патриоты России» - по программа «Юный стрелок» и «Зарница»).
-
Единая интерактивная образовательная среда
С 2011 года в гимназии разработаны и действуют модель интерактивной образовательной среды (рис. 1) и программа по ее реализации, способствующая расширению образовательного пространства, создает условия для наиболее полного самораскрытия личности гимназиста.
Благодаря совместным проектам, взаимодействию учителей и педагогов ОДОД, обучающихся как представителей классов и детских объединений сформирована и существует атмосфера сотворчества, свободы поиска, консультаций, поддержки инициатив, взаимообучения, общности интересов.
![](/sites/default/files/images/vvv_0.jpg)
Примеры сочетания программ основного общего и дополнительного образования
Многие программы дополнительного образования являются углублением базовых учебных программ, существенно расширяя их содержание и обеспечивая освоение актуальных прикладных навыков детей. Так, например, по учебным дисциплинам
Учебные предметы
|
Программы ОДОД
|
Физика и математика, алгебра, геометрия, химия
|
Углубляет цикл программ «Решение задач повышенного уровня», основная цель которых – решение нестандартных задач и подготовка к олимпиадам различного уровня
|
История, литература, русский язык, обществоведение, биология, география. Индивидуальный проект
|
Дополняют программы:
«Проектная деятельность в области гуманитарных наук» и «Проектная деятельность в области естественных наук наук», цель которых – организация проектной деятельности ребенка в выбранном направлении;
Клуб «Что? Где? Когда?» - программа интеллектуальной игры, направлена на расширение знаний в различных дисциплинах
|
|
Информатика
|
«Основы робототехника» и «МультСтудия ПоделКино» соотносятся с программами технической направленности.
|
Примеры совместных проектов основного и дополнительного образования
-
Совместный социальный проект отделения дополнительного образования. Руководитель педагог -организатор отделения Н.Ш. Ярцева привлекла и разработала с учащихся гимназии и ОДОД два проекта: Долгосрочный проект «Детский ботанический сад как креативное пространство»
![](/sites/default/files/images/vyavayva.jpg)
2. «Макет игровой зоны для подростков» в Пушкинском районе. Проект, получивший свое начало на городском конкурсе дизайн-проектов «Я дизайнер-100идей», был доработан командой учащихся гимназии и воспитанников ОДОД. Проект с успехом участвовал в выставках конференциях различного уровня.
![](/sites/default/files/images/yfvfyv.jpg)
Таким образом, дополнительное образование детей усиливает вариативную составляющую общего образования и помогает детям в раннем профессиональном самоопределении, способствует реализации их сил, знаний, полученных в базовом компоненте. На занятиях задействуются все формы, способствующие развитию познавательной, творческой и социальной активности воспитанников.
Еще одной из форм деятельности, через которую осуществляется интеграция основного и дополнительного образования, является работа в школьном музее. При этом содержание учебной деятельности не дублирует содержание предметов истории и обществознания, а дополняет и углубляет, дает хороший старт для социализации. Способствует этому умение разработать и провести экскурсию, умение работать с текстами, архивами, вести поисковую и исследовательскую деятельность.
![](/sites/default/files/images/aiaviv_0.jpg)
За пределами учебного плана интеграция основного и дополнительного образования представлена и во внеурочной деятельности (внутри школы) и внешкольной (межсетевой) деятельностью.
Формы взаимодействия ОДОД и внеурочной деятельности в общеобразовательном учреждении
В рамках ФГОС начального и основного общего образования выделены основные направления внеурочной деятельности:
1) спортивно-оздоровительное
2) духовно-нравственное
3) общеинтеллектуальное
4) общекультурное
5) социальное
Способы организации внеурочной деятельности в гимназии при взаимодействии с ОДОД:
-
Реализация программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся;
Системообразующими для организации воспитательной работы гимназии являются авторские программы «Открой в себе Родину», «Здоровое поколение» (5-11 классы) и «Наше Отечество», «Здоровый ребенок – успешный ученик» (1-4 классы).
-
Включение ребенка в систему коллективных творческих дел, которые являются частью воспитательной системы образовательного учреждения по направлениям внеурочной деятельности;
![](/sites/default/files/images/snimokshzshchzshzshchz.jpg)
Гимназисту, находящемуся в интегративном пространстве, предоставляется возможность самореализации в детских объединениях (кружках, секциях) трех Центров дополнительного образования и проявить себя в творческих группах по подготовке и проведению общешкольных и внутриклассных дел, участвовать во внешкольных делах и мероприятиях.
![](/sites/default/files/images/vayva.jpg)
Краткосрочные программы интенсивные сессии, организация летнего и каникулярного образовательного отдыха
Краткосрочные программы отделения дополнительного образования:
-
Краткосрочная программа проектной деятельности (ГБОУ гимназии № 406 – основатель и организатор проектно – исследовательской конференции «В науку первые шаги» для младших школьников и региональной открытой проектно – исследовательской конференции старшеклассников «Царскосельские старты» В связи с этим отделение дополнительного образования активно участвует в проектной деятельности.)
-
Программа организации каникулярного и летнего образовательного отдыха «Здоровое поколение».
Краткосрочные проекты хореографического ансамбля «Лукоморье»
![](/sites/default/files/images/snimokyffafya.jpg)
Клуб «Что? Где? Когда?»
Липецк межрегиональный фестиваль интеллектуальных игр «Изумрудный город» (осенние каникулы 2021) и Фестиваль интеллектуальных игр «Янтарная сова», город Калининград – август, 2018
![](/sites/default/files/images/snimokyvyvyv.jpg)
В отделении сложилась хорошая традиция профильных сменв таких загородных лагерях, как Фрегат, Зеркальный и Балтийский берег
На каждой смене отрабатывает программу социального развития детей, которая осуществляется в процессе "погружения" в определенную систему ценностей, отношений, культурных образцов и т.д.:
- разработка образовательной программы под смену;
- отбор детей, так как образовательная программа профильной смены
Лагерь ФРЕГАТ танцевальная смена
![](/sites/default/files/images/yvayvayv.jpg)
2019 год. Лагерь ВОСХОД журналистская смена
![](/sites/default/files/images/ppapva.jpg)
2019 год Лагерь ВОСХОД. Смена, посвященная военизированной игре «Зарница»
![](/sites/default/files/images/yvaya.jpg)
2021 год. Танцевальная смена. Кучугуры
![](/sites/default/files/images/apapvp.jpg)
2018 год. Танцевальная смена. «ОКЕАН» г. Владивосток
![](/sites/default/files/images/yvaavyav.jpg)
Тематические спортивные смены и тренировочные сборы в объединении легкая атлетикавлагерях городов Анапа, Кисловодск и Абхазии
![](/sites/default/files/images/vvvvv.jpg)
Абхазия
![](/sites/default/files/images/vyayayva.jpg)
Кисловодск
![](/sites/default/files/images/kis.jpg)
Использование разнообразных форматов обучения (Просмотреть)
Реализация адаптированных дополнительных общеобразовательных программ.
Группами несовершеннолетних, нуждающихся в социально-педагогической поддержке являются дети с различными нарушениями, дети-инвалиды, требующие особого отношения и особого подхода.
Соответственно создание психолого-социальных условий сопровождения школьников инклюзивной практики зависит от двух важных факторов:
-
Насколько социальная среда будет поддерживать развитие ребенка и предоставлять необходимые ресурсы познавательного, физического, социального и эмоционального развития.
-
Насколько дети с ОВЗ и их нормально развивающиеся сверстники готовы и способны к продуктивному взаимодействию.
В гимназии создана Доступная среда | Гимназия 406 (gymnasium406.ru)
Работает служба психолого‐педагогического сопровождения ребенка.
В контексте обозначенных задач психолого‐педагогическое сопровождение реализует основные направления:
-
профилактика;
-
диагностика (индивидуальная и групповая (скрининг);
-
консультирование (индивидуальное и групповое);
-
коррекционная работа (индивидуальная и групповая);
-
психологическое просвещение и образование:
На данный момент детей с различными нарушениями, детей-инвалидов, требующих особого отношения и особого подхода в отделении нет.
Однако в отделении есть дети с осложненным поведением и это отражается на выборе их видов деятельности. Для большинства таких детей это предметно-практические виды с возможным достижением значимых результатов за достаточно короткий срок.
Важное значение имеет психолого-педагогическое сопровождение в процессе самопознания и самосовершенствования воспитанника (индивидуальная работа с психологом, классным руководителем и родителями учет индивидуальных особенностей, создание ситуации успеха).
С целью поддержания их интереса учебные программы предусматривают поэтапное достижение цели при освоении обучающимися необходимых видов деятельности. При этом важным элементом программы является фиксирование таких этапных достижений. В качестве средств, подтверждающих достигнутое, в соответствие с учебными программами руководителями объединений используются: вручение грамот, награждение призами и т.п. Эффективным средством может стать запись в объединения физкультурно-спортивной и технической направленности
Важное значение имеет психолого-педагогическое сопровождение в процессе самопознания и самосовершенствования воспитанника (индивидуальная и групповая работа с психологом, учет индивидуальных особенностей педагогом-воспитателем, создание ситуации успеха и т.п.).
Группами несовершеннолетних, также нуждающихся в социально-педагогической поддержке, являются одаренные дети, требующие особого отношения и особого подхода.
Работа организуется на основе специальной программы гимназии «Одаренные дети», которая предполагает ряд этапов.
Выявление одаренных детей. Сбор сведений посредством:
-
диагностику, накапливающей достижения учащихся в гимназии и за ее пределами; автоматически выделяющей наивысшие достижения детей;
-
раннее выявление через информациию от учителей и педагогов ОДОД о достижениях и проявляющихся способностей учащихся;
-
наблюдении за работой ребёнка над индивидуальными заданиями, реализацией проекта;
-
установление контактов с учителями-предметниками, которые могут установить таланты ребёнка в рамках работы на их уроке (писательский талант, хорошо развитое логическое мышление, смекалка – для интеллектуального клуба «Что? Где? Когда?»);
-
диагностики, проводимой ПСП-службы (с согласия родителей).
Привлечение. Решению данной задачи способствуют:
-
реклама отделений ОДОД, выступление на родительских собраниях, на сайте;
-
организация творческих выступлений учащихся на классных часах;
-
организация публичных выступлений коллективов, показательных игр и соревнований, проведение ознакомительных занятий.
Поддержка
-
создание благоприятной дружеской атмосферы на занятии в группе, способствующей самораскрытию личности;
-
создание ситуации успеха;
![](/sites/default/files/images/deb.jpg)
-
работа с родителями: консультирование по вопросам помощи развития ребёнка;
-
публичное чествования, торжественное награждение учащихся-победителей различных олимпиад, конференций, конкурсов и соревнований.