Реализация дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ по различным направленностям в ОДОД
Отделение осуществляет свою образовательную деятельность по самостоятельно разработанным и одобренным Комитетом по образованию программам следующих направленностей:
Распределение количества обучающихся по направленностям образовательных программ, представленное на диаграмме 1 (рис.1), показывает распределение интересов гимназистов. Отметим повышение количества обучающихся по естественнонаучному, техническому и социально-педагогическому направлениям с повышением возраста детей.
Рисунок 1. Распределение количества обучающихся по направленностям образовательных программ
Охват дополнительным образованием обучающихся гимназии (в %)
Образовательная программа отделения дополнительного образования детей охватывает 66,1% обучающихся гимназии.
Размещение информации в Государственной информационной системе Санкт-Петербурга «Комплексная автоматизированная информационная система каталогизации ресурсов образования Санкт-Петербурга», функции «Навигатор дополнительного образования детей»
Навигатор дополнительного образования детей (petersburgedu.ru)
Соотношение численности учащихся разного возраста в ОДОД
Возрастное соотношение обучающихся в ОДОД составляет:
Наличие системы оценки результативности образовательного процесса в ОДОД
Система оценки включает в себя:
Положение об аттестации обучающихся в ОДОД (просмотреть)
Положение о контроле в ОДОД (просмотреть)
Мониторинг результативности образовательного процесса (входная диагностика, промежуточная и итоговая) Диагностические материалы разработаны по всем программам, реализуемым в рамках ОДОД. В них указаны критерии оценивания и обоснования к их выбору, описаны показатели, характерные для низкого, среднего и высокого уровней, а также способы оценивания. Ежегодно педагоги предоставляют в качестве отчёта руководителю ОДОД данные мониторинга результативности усвоения обучающимися образовательной программы. Образец (просмотреть)
Учет достижений обучающихся. Результаты конкурсов, олимпиад, турниров, в которых принимали участие обучающиеся ОДОД г
Итоговые отчетные мероприятия
Использование дистанционных форматов обучения, элементов электронного обучения
Развитие информационных технологий, а также необходимость продолжать обучение при введении ограничений на посещение очных занятий делают особо значимым развитие дистанционных форматов обучения. На сайте гимназии была создана страница Дистанционное обучение | Гимназия 406 (gymnasium406.ru), позволяющая координировать работу различных подразделений ОДОД, приводящихся в дистанционном формате на платформах Googlе класс, ZOOM, Discord, Skype, Kahoot и в социальной сети Vk в режиме гибридного обучения, а также максимально облегчить процесс приспособления обучающихся к новым формам работы. В настоящее время учебные планы скорректированы под гибридное образование.
Основные формы онлайн занятий
Синхронное обучение:
Пример: тренировка по игре «Что? Где? Когда?» на платформе ZOOM. Обучающиеся видят вопрос на экране и могут вслух предлагать варианты ответа.
В формате телеконференций проводились выступления участников научно-практической конференции «Царскосельские старты», годе были представлены проектные работы обучающихся в разных кружках ОДОД детей.
В формате телеконференций проходят онлайн турниры по интеллектуальным играм. В этом случае команды видят текст заданий на экране, сдают ответы с помощью гугл-форм, а для обсуждения команда использует платформу Discord.
Асинхронное обучение
Использование технологии тьюторского сопровождения учащихся
Технологии и методики, которые тьютор может использовать в своей работе с учащимися, – это технологии открытого образования.
Формы тьюторского сопровождения:
Реализация педагогами возможностей тьюторства предполагает:
Тьюторская деятельность может быть реализована с помощью:
Пример проектной технологии. «Музыкально-театральная студия «Дебют» (Руководитель Филянова О.Г.) многие годы активный участник научно-практических конференций в номинации «Проект» Особое место в работе театральной студии занимает работа над литературно-художественными проектами, связанными с историей жизни и творчества великих русских писателей и поэтов.
Одним их таких проектов является литературно-художественная композиция «Среди святых воспоминаний…», посвящённая первым месяцем семейной жизни А.С.Пушкина, проведённых в Царском Селе в доме Китаевой.
Проект был реализован воспитанниками старшей группы для проведения театрализованной экскурсии по Мемориальному Музею-даче Пушкина в городе Пушкин. Начиная с декабря 2018 года, начались ежегодные плановые театрализованные экскурсии «Среди святых воспоминаний» совместно с музеем.
Портфолио не только является современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи: поддерживать высокую учебную мотивацию воспитанников; поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения; развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся; формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать. Портфолио может быть электронным или бумажным (папка)
Особенностью игры «Что? Где? Когда?» является то, что игрокам может быть задан вопрос из любой сферы знаний. Командам обычно не даётся тем, по которым будут задаваться вопросы. В связи с этим важным элементом подготовки игроков к турнирам становится техника. Все вопросы строятся по определённым правилам, знание которых значительно повышает шансы команды на правильный ответ. Большинство вопросов сводится к владению определёнными приёмами «раскрутки» вопросов. Поэтому на занятиях (которые принято называть тренировками) значительное внимание уделяется изучению и отработке отдельных приёмов.
Педагогом клуба разработана технология тренинга , позволяющая не только знакомить обучающихся с разновидностями вопросов, но и подбирать задания на отработку каждого из приёмов, которые могут быть использованы для решения предложенных заданий.
Схема работы в практической части:
План занятия по теме «Наведение географической рамки в вопросах игры «Что? Где? Когда?»
Ответ: [Египетская] пирамида.
Комментарий: Имеются в виду великие пирамиды Хеопса, Хефрена и Микерина. Махфуз, дескать, стал равен им по величине.и т.д.
После отыгрывания командой всех предложенных вопросов педагог подводит итоги тренировки, повторяет важные моменты теоретической части и даёт общую оценку освоения коллективом обучающихся темы занятия.
- накапливать и хранить музыкальные файлы;
- менять темп, звуковысотность музыкального произведения;
- производить монтаж, компоновку музыкального произведения;
- хранить фото - и видеоматериалы коллектива;
- средство подготовки выступлений
- поддерживать контакты с родителями, коллегами и осуществлять деловое общение средствами социальных сетей и видеоканалов:
Ютуб канал , как система создания и хранения. Хореогрфический ансамбль «Лукоморье». Система тренировок.
В современная педагогика строится на личностно-ориентированном подходе, позволяющем раскрыть таланты и способности каждого ребёнка. Мастерство педагога ОДОД заключается в том, чтобы даже при групповом занятии уделить внимание каждому ребёнку
Основные направления работы:
презентация достижений учащихся на сайте гимназии
Художественная направленность
Художественное направление представлено музыкальным, танцевальным, театральным, анимационным, декоративно-прикладным искусством. Занятия рукоделием построены на индивидуальной работе каждого обучающегося. Педагог объясняет общие принципы работы, в то время как обучающийся самостоятельно может выбрать в какой форме реализовывать общий замысел. Лучшие работы обучающийся выставляются на конкурсы.
Хоровая студия «Пилигрим» уделяет внимание подготовке солистов, которые могут меняться в разных вокальных номерах. Таким образом каждый ребёнок получает возможность себя проявить. Педагог коллектива по собственной методике проводит занятия с детьми, которые страдают от заикания.
Хореографическая студия «Лукоморье» также готовит сольные номера, учитывающие сильные стороны юных танцоров. Каждое занятие сопровождается разминочной частью, в которой педагоги следят за правильностью исполнения отдельных элементов каждым обучающимся. Для отработки техники к занятиям привлекаются профессиональные балетмейстеры, проводящие мастер-классы.
В спектаклях, подготовленных театральной студией «Дебют», каждый ребёнок имеет свою роль. Педагоги студии помогают каждому ребёнку максимально вжиться в воплощаемый на сцене образ – подбирают костюмы, работают над выразительностью произносимого текста.
Студия журналистики предлагает обучающимся различные форматы работы: написание статей, проведение интервью, фотографирование, вёрстка номеров. Каждый ребёнок в кружке может найти то, что ему ближе, и получить индивидуальные советы от педагога для развития своего творческого потенциала.
Обучающиеся студий «Пилигрим» и «Лукоморье», проявляющие особые таланты, получают поддержку педагога, рекомендующего их для поступления в специальные учебные заведения. Педагоги вокальной и театральной студии с желающими и наиболее способными детьми готовят индивидуальные и групповые проекты для показа на конференциях различного уровня.
Физкультурно-спортивная направленность
Занятия спортом предполагают повышенные физические нагрузки. В связи с этим педагоги ОДОД должны внимательно следить за тем, чтобы обучающиеся не получили травм и не нанесли другого вреда своему здоровью.
В секции лёгкой атлетики проводятся «прикидки», позволяющие выявить начальный уровень подготовки каждого занимающегося в кружке ребёнка, чтобы правильно оценить потенциал ребёнка и соотнести его с имеющими сведениями о здоровье. После этого тренер может ставить индивидуальные цели перед каждым обучающимся для максимального раскрытия его физического потенциала. Наиболее способные обучающиеся рекомендуются для поступления в секции спортивной школы.
На занятиях в кружке «Юный стрелок» каждый ребёнок работает индивидуально под присмотром педагога, который в случае необходимости корректирует технику обучающегося.
В игровых видах спорта педагог демонстрирует индивидуальный подход к ребёнку, выбирая для него наиболее подходящую позицию. Так, в секции по баскетболу каждый ребёнок знает, в каком игровом амплуа он наиболее успешен и развивает при помощи советов педагога необходимые для данной позиции навыки.
Техническая направленность
Направление представлено кружком по робототехнике и анимации. Занятия робототехникой проходят в микро-группах, для распределения по которым педагог оценивает начальные способности каждого обучающегося. В группах дети со сходным уровнем подготовки могут работать в комфортном для себя темпе. В группе перед каждым ребёнком ставятся индивидуальные задачи в зависимости от их уровня владения материалом. В мультСтудии «ПоделКино» дети создают индивидуальные видео-продукты, работая по предложенной педагогом теме. При выборе сюжетов и персонажей учитываются предпочтения детей.
Социально-гуманитарная направленность
В рамках данной направленность проводятся занятия в клубе «Что? Где? Когда?». Несмотря на то, что приоритетной для клуба является командная работа, педагог уделяет внимание и индивидуальной подготовке каждого обучающегося. С целью развития эрудиции проводятся тренировочные турниры в формате индивидуальной своей игры и эрудит-квартета с использованием специального кнопочного оборудования. Данный формат позволяет обучающимся продемонстрировать широту своего кругозора и выявить те темы, в которых каждый ребёнок лучше всего разбирается. Выявление областей знаний, в которых ребёнок демонстрирует наибольшие знания, поможет ему чувствовать себя полезным и значимым в составе команды в игре «Что? Где? Когда?». Индивидуальные игры привносят элемент соревновательности в занятия, что побуждает детей на самостоятельную работу в виде поиска интересной информации или чтения художественной литературы. Кроме того, педагогом клуба при работе используются письменные задания в виде тестов, позволяющие составить рейтинг эрудитов в отдельных областях знаний. Перед турнирами индивидуальная работа проводится с теми детьми, которые в команде выполняют роль капитана и «кнопочника» (нажимает на кнопку в игре «Брейн-ринг»).
Естественнонаучная направленность
Данная направленность реализуется путём организации проектной работы, в которой каждый обучающийся выбирает себе тему в рамках профиля кружка и проводит самостоятельное исследование. Педагоги помогают ребёнку собрать материал и оформить его в виде письменной работы. С готовыми проектами дети успешно участвуют в научно-практических конференциях, занимая призовые места и становясь победителями. Ученики, посещающие занятия с углублённым изучением физики, нацелены на «Турнир юных физиков», для подготовки к которому каждый член команды берёт на себя решения одной из предложенных задач. Индивидуальная подготовка каждого задания является залогом успешного выступления всей команды.
Организация наставничества.
Реализация педагогами возможностей наставничества предполагает:
Пример организационной работы по наставничеству. «Музыкально-театральная студия «Дебют» Двухгодичный исследовательский проект педагога и учащихся средней и старшей групп.
В роли наставников выступили воспитанники 6 года обучения: Постников Андрей, Моисеев Петр, Филянов Сергей. Результат – исследовательский проект «Герой невинный и прекрасный» и музыкально-литературная композиция, посвященная князю О.К. Романову
«Образцовый хореографический ансамбль «Лукоморье», руководитель Уваричева Н.Ю:
Ежегодный творческий проект «Конкурс детских балетмейстерских работ» в рамках работы наставничества и профориентации «Я - балетмейстер». В проекте принимают участие все группы ансамбля с 1 по 8 год обучения и их родители, при этом выпускники ансамбля и воспитанники старших групп – наставники младших групп и родителей. В прошлом и в этом году конкурс проводится в онлайн режиме: https://vk.com/wall-624904_5980
Пример – грандиозные проекты совместного творчества педагогов и ребят старшего возраста и выпускников ( без которых осуществить данные проекты было бы сложно) у «Образцового хореографического ансамбля «Лукоморье» - музыкано-танцевальные спектакли. Их у коллектива уже 4 https://www.youtube.com/watch?v=VDuKf8x10gQ и https://vk.com/wall-624904_6507
Интеграция основного и дополнительного образования
Интеграция основного и дополнительного образования содержится в миссии ОДОД.
Миссия ОДОД гимназии: создание целостного культурно-образовательного пространства, привлекающего детей возможностью творческой самореализации, интеллектуального, физического и духовного самосовершенствования, высоким профессионализмом педагогов, интересной организацией досуга, атмосферой душевного тепла и понимания.
Интеграция отражена в двух девизах:
Интеграция основного и дополнительного образования обеспечивается:
Рассмотрим подробнее.
Согласование учебных программ основного и дополнительного образования
Содержание образовательной программы ОДОД сопряжено с целями и задачами основной образовательной программы ГБОУ гимназия № 406, направлено на создание условий для успешности ребенка, его самораскрытия, личностного и профессионального самоопределения, самоутверждения в социально ценной деятельности.
Многие программы дополнительного образования являются продолжением учебных программ основного общего образования, существенно расширяя их содержание и обеспечивая освоение актуальных прикладных навыков детей.
Интеграция программ основного и дополнительного образования (просмотреть)
* Примером интеграции основного и дополнительного образования является работа ученического научно-исследовательского общества (УНИО) в котором ребята занимаются научно-исследовательской деятельностью, приобретая опыт собственной проектной работы. Результаты исследовательской и проектной деятельности презентуются на научно-практических конференциях, олимпиадах, конкурсах и др.
Интеграция в области воспитательной работы основного и дополнительного образования обеспечивается следующими связями:
С 2011 года в гимназии разработаны и действуют модель интерактивной образовательной среды (рис. 1) и программа по ее реализации, способствующая расширению образовательного пространства, создает условия для наиболее полного самораскрытия личности гимназиста.
Благодаря совместным проектам, взаимодействию учителей и педагогов ОДОД, обучающихся как представителей классов и детских объединений сформирована и существует атмосфера сотворчества, свободы поиска, консультаций, поддержки инициатив, взаимообучения, общности интересов.
Примеры сочетания программ основного общего и дополнительного образования
Многие программы дополнительного образования являются углублением базовых учебных программ, существенно расширяя их содержание и обеспечивая освоение актуальных прикладных навыков детей. Так, например, по учебным дисциплинам
Учебные предметы |
Программы ОДОД |
|
Физика и математика, алгебра, геометрия, химия |
Углубляет цикл программ «Решение задач повышенного уровня», основная цель которых – решение нестандартных задач и подготовка к олимпиадам различного уровня |
|
История, литература, русский язык, обществоведение, биология, география. Индивидуальный проект |
|
|
Информатика |
«Основы робототехника» и «МультСтудия ПоделКино» соотносятся с программами технической направленности. |
Примеры совместных проектов основного и дополнительного образования
2. «Макет игровой зоны для подростков» в Пушкинском районе. Проект, получивший свое начало на городском конкурсе дизайн-проектов «Я дизайнер-100идей», был доработан командой учащихся гимназии и воспитанников ОДОД. Проект с успехом участвовал в выставках конференциях различного уровня.
Таким образом, дополнительное образование детей усиливает вариативную составляющую общего образования и помогает детям в раннем профессиональном самоопределении, способствует реализации их сил, знаний, полученных в базовом компоненте. На занятиях задействуются все формы, способствующие развитию познавательной, творческой и социальной активности воспитанников.
Еще одной из форм деятельности, через которую осуществляется интеграция основного и дополнительного образования, является работа в школьном музее. При этом содержание учебной деятельности не дублирует содержание предметов истории и обществознания, а дополняет и углубляет, дает хороший старт для социализации. Способствует этому умение разработать и провести экскурсию, умение работать с текстами, архивами, вести поисковую и исследовательскую деятельность.
За пределами учебного плана интеграция основного и дополнительного образования представлена и во внеурочной деятельности (внутри школы) и внешкольной (межсетевой) деятельностью.
Формы взаимодействия ОДОД и внеурочной деятельности в общеобразовательном учреждении
В рамках ФГОС начального и основного общего образования выделены основные направления внеурочной деятельности:
1) спортивно-оздоровительное
2) духовно-нравственное
3) общеинтеллектуальное
4) общекультурное
5) социальное
Способы организации внеурочной деятельности в гимназии при взаимодействии с ОДОД:
Системообразующими для организации воспитательной работы гимназии являются авторские программы «Открой в себе Родину», «Здоровое поколение» (5-11 классы) и «Наше Отечество», «Здоровый ребенок – успешный ученик» (1-4 классы).
Реализация программ дополнительного образования, разработанных педагогами образовательного учреждения;
Гимназисту, находящемуся в интегративном пространстве, предоставляется возможность самореализации в детских объединениях (кружках, секциях) трех Центров дополнительного образования и проявить себя в творческих группах по подготовке и проведению общешкольных и внутриклассных дел, участвовать во внешкольных делах и мероприятиях.
Краткосрочные программы интенсивные сессии, организация летнего и каникулярного образовательного отдыха
Краткосрочные программы отделения дополнительного образования:
Краткосрочные проекты хореографического ансамбля «Лукоморье»
Клуб «Что? Где? Когда?»
Липецк межрегиональный фестиваль интеллектуальных игр «Изумрудный город» (осенние каникулы 2021) и Фестиваль интеллектуальных игр «Янтарная сова», город Калининград – август, 2018
В отделении сложилась хорошая традиция профильных сменв таких загородных лагерях, как Фрегат, Зеркальный и Балтийский берег
На каждой смене отрабатывает программу социального развития детей, которая осуществляется в процессе "погружения" в определенную систему ценностей, отношений, культурных образцов и т.д.:
- разработка образовательной программы под смену;
- отбор детей, так как образовательная программа профильной смены
Лагерь ФРЕГАТ танцевальная смена
2019 год. Лагерь ВОСХОД журналистская смена
2019 год Лагерь ВОСХОД. Смена, посвященная военизированной игре «Зарница»
2021 год. Танцевальная смена. Кучугуры
2018 год. Танцевальная смена. «ОКЕАН» г. Владивосток
Тематические спортивные смены и тренировочные сборы в объединении легкая атлетикавлагерях городов Анапа, Кисловодск и Абхазии
Абхазия
Кисловодск
Использование разнообразных форматов обучения (Просмотреть)
Реализация адаптированных дополнительных общеобразовательных программ.
Группами несовершеннолетних, нуждающихся в социально-педагогической поддержке являются дети с различными нарушениями, дети-инвалиды, требующие особого отношения и особого подхода.
Соответственно создание психолого-социальных условий сопровождения школьников инклюзивной практики зависит от двух важных факторов:
В гимназии создана Доступная среда | Гимназия 406 (gymnasium406.ru)
Работает служба психолого‐педагогического сопровождения ребенка.
В контексте обозначенных задач психолого‐педагогическое сопровождение реализует основные направления:
На данный момент детей с различными нарушениями, детей-инвалидов, требующих особого отношения и особого подхода в отделении нет.
Однако в отделении есть дети с осложненным поведением и это отражается на выборе их видов деятельности. Для большинства таких детей это предметно-практические виды с возможным достижением значимых результатов за достаточно короткий срок.
Важное значение имеет психолого-педагогическое сопровождение в процессе самопознания и самосовершенствования воспитанника (индивидуальная работа с психологом, классным руководителем и родителями учет индивидуальных особенностей, создание ситуации успеха).
С целью поддержания их интереса учебные программы предусматривают поэтапное достижение цели при освоении обучающимися необходимых видов деятельности. При этом важным элементом программы является фиксирование таких этапных достижений. В качестве средств, подтверждающих достигнутое, в соответствие с учебными программами руководителями объединений используются: вручение грамот, награждение призами и т.п. Эффективным средством может стать запись в объединения физкультурно-спортивной и технической направленности
Важное значение имеет психолого-педагогическое сопровождение в процессе самопознания и самосовершенствования воспитанника (индивидуальная и групповая работа с психологом, учет индивидуальных особенностей педагогом-воспитателем, создание ситуации успеха и т.п.).
Группами несовершеннолетних, также нуждающихся в социально-педагогической поддержке, являются одаренные дети, требующие особого отношения и особого подхода.
Работа организуется на основе специальной программы гимназии «Одаренные дети», которая предполагает ряд этапов.
Выявление одаренных детей. Сбор сведений посредством:
Привлечение. Решению данной задачи способствуют:
Поддержка