Системность деятельности ОДОД по выявлению творческих и достижений обучающихся
Современная деятельность отделения дополнительного образования детей (ОДОД) гимназии № 406 ориентирована на реализацию ведущих идей «Концепции развития дополнительного образования детей», среди которых - персональное развитие, жизнетворчество в контексте позитивной социализации. Поэтому цель развития ОДОД гимназии определяется как расширение возможностей для самопознания, самораскрытия личности, персонализации образования, удовлетворения разнообразных интересов детей и их семей в сфере дополнительного образования. Одним из средств достижения этой цели и реализации идей Концепции является система учета внеучебных достижений учащихся, которая позволяет:
1. Мониторинг. Результаты мониторинга качества образования обуславливают разработку формы фиксации личностных достижений детей. Диагностические карты. Карты имеют единую форму, но с адаптированным наполнением по направленностям и рассчитаны на диагностику по месяцам: в сентябре (входная), январе (промежуточная), в мае (итоговая). В результате педагог разносторонне видит развитие и возможности каждого воспитанника.
Положение об организации промежуточного и итогового контроля за результатами освоения дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (открыть)
Данные формы относятся к разряду "аутентичных" (то есть истинных, наиболее приближенных к реальному оцениванию) индивидуализированных оценок. Основной смысл – "показать все, на что ты способен".
Критерии и мониторинг результативности представлены на примере работы клуба «Что? Где? Когда?». В данных мониторинга все ФИО обучающихся заменены на порядковые номера в соответствии с законом о сохранности личных данных. При оценке по критериям в данной программе использованы количественные (1-4 балла – низкий уровень, 5-7 баллов – средний уровень, 8-10 баллов – высокий уровень) и качественные показатели (в – высокий уровень, с – средний уровень, н – низкий уровень). Образец (просмотреть)
Как правило, в них фиксируется: уровень освоения образовательной программы по виду деятельности, которым занимается ребенок; особенности развития познавательных процессов, входящих в структуру специальных способностей; некоторые личностные характеристики (мотивация, ценностные ориентации, самооценка).
2. Учет и фиксация результатов освоения программы. Копилка достижений (участия в конкурсах, проектах, соревнованиях различного уровня).
Диаграмма. Участие коллективов отделения во всех мероприятиях (официальные и неофициальные)
Организация учета достижений обучающихся в детских творческих коллективах ОДОД
В настоящее время в отделении существуют следующие формы фиксации: диагностическая карта-профиль личностных достижений; «Тетрадь успешности»; «Портфолио достижений воспитанника» и электронный журнал «Парагра»
В электронном журнале фиксируются результаты участия в фестивалях, смотрах, конкурсах, олимпиадах и т.п., которые фиксируются педагогом дополнительного образования в личном деле учащегося.
В учительской «тетради успешности» отражаются успехи учащегося, полезные дела, которые он сделал для себя, своих родных, друзей и окружающих людей. Использование данной тетради позволяет повысить качество и результативность работы педагогов дополнительного образования (рис.1).
В настоящее время популярной формой, а некоторые исследователи называют и педагогической технологией, фиксации и оценки достижений учащихся в ОДОД является портфолио, которое существенно дополняет современные контрольно-оценочные средства.
Портфолио не только является современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи: поддерживать высокую учебную мотивацию воспитанников; поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения; развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся; формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать. Портфолио может быть электронным или бумажным (папка)
Организация учета творческих достижений позволяет видеть результативность освоения образовательных программ
Результативность участия коллективов ОДОД в олимпиадах, смотрах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях и пр. различного уровня (Просмотреть)
Организация мероприятий для предъявления и демонстрации творческих достижений обучающихся в ОДОД по различным направлениям деятельности
Развитие у школьников творческого мышления одна из важнейших задач в сегодняшней школе. Стремление реализовать себя, проявить свои возможности – это то направляющее начало, которое проявляется во всех формах человеческой жизни – стремление к развитию, расширению, совершенствованию, зрелости, тенденция к выражению и проявлению всех способностей организма и «я».
Образцовый хореографический ансамбль «Лукоморье» и ГБОУ гимназия 406, с привлечением социокультурной среды - организатор нескольких творческих проектов:
Но, возможно, в этом году он состоится в очной форме.
Организация деятельности по поддержке способностей и талантов обучающихся в ОДОД ОУ
Работа по выявлению, развитию и поддержке одаренных детей является одной из приоритетных задач. Работа организуется на основе специальной программы гимназии «Одаренные дети», которая предполагает ряд этапов:
Выявление одаренных детей. Сбор сведений посредством:
Решению данной задачи способствуют:
Поддержка осуществляется через:
Развитию одаренных детей способствуют:
Ежегодно на базе ГБОУ гимназии № 406 Пушкинского района Санкт-Петербурга проходит проектно-практическая конференция школьников «Царскосельские старты» на которой активными участниками и победителями выступают воспитанники отделения со своими проектными работами.
Конференция не только позволяет представить на защиту работы учащихся, но и сформировать позитивное общественное мнение о потенциальных возможностях дополнительного образования детей и подростков в условиях современной общеобразовательной школы.
В отделении есть Образцовый детский коллектив Санкт-Петербурга
Образцовый хореографический ансамбль «Лукоморье». Руководитель Уваричева Н.Ю.
Хореографический ансамбль "Лукоморье" (vk.com)
Лукоморье в г. Пушкин (lukomorie-spb.ru)
Коллектив неоднократно награждался Премиями законодательного собрания и бесплатными путевками в ФЦ «Артек», «Орленок» и «Океан»