Системность деятельности ОДОД по выявлению творческих и достижений обучающихся
Современная деятельность отделения дополнительного образования детей (ОДОД) гимназии № 406 ориентирована на реализацию ведущих идей «Концепции развития дополнительного образования детей», среди которых - персональное развитие, жизнетворчество в контексте позитивной социализации. Поэтому цель развития ОДОД гимназии определяется как расширение возможностей для самопознания, самораскрытия личности, персонализации образования, удовлетворения разнообразных интересов детей и их семей в сфере дополнительного образования. Одним из средств достижения этой цели и реализации идей Концепции является система учета внеучебных достижений учащихся, которая позволяет:
-
учащимся: познать и оценить собственные возможности, в том числе, необходимые и для профессионального самоопределения;
-
родителям учащихся: увидеть успехи и оценить возможности своих детей, а также занятость в дополнительном образовании;
-
педагогу ОДОД: разносторонне увидеть каждого воспитанника, его способности и возможности (в т.ч. для вовлечения в деятельность по программам ОДОД), выявлять одаренных и способных детей, видеть возможности развития школьников, использовать систему для стимулирования деятельности.
1. Мониторинг. Результаты мониторинга качества образования обуславливают разработку формы фиксации личностных достижений детей. Диагностические карты. Карты имеют единую форму, но с адаптированным наполнением по направленностям и рассчитаны на диагностику по месяцам: в сентябре (входная), январе (промежуточная), в мае (итоговая). В результате педагог разносторонне видит развитие и возможности каждого воспитанника.
Положение об организации промежуточного и итогового контроля за результатами освоения дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (открыть)
Данные формы относятся к разряду "аутентичных" (то есть истинных, наиболее приближенных к реальному оцениванию) индивидуализированных оценок. Основной смысл – "показать все, на что ты способен".
Критерии и мониторинг результативности представлены на примере работы клуба «Что? Где? Когда?». В данных мониторинга все ФИО обучающихся заменены на порядковые номера в соответствии с законом о сохранности личных данных. При оценке по критериям в данной программе использованы количественные (1-4 балла – низкий уровень, 5-7 баллов – средний уровень, 8-10 баллов – высокий уровень) и качественные показатели (в – высокий уровень, с – средний уровень, н – низкий уровень). Образец (просмотреть)
Как правило, в них фиксируется: уровень освоения образовательной программы по виду деятельности, которым занимается ребенок; особенности развития познавательных процессов, входящих в структуру специальных способностей; некоторые личностные характеристики (мотивация, ценностные ориентации, самооценка).
2. Учет и фиксация результатов освоения программы. Копилка достижений (участия в конкурсах, проектах, соревнованиях различного уровня).
Диаграмма. Участие коллективов отделения во всех мероприятиях (официальные и неофициальные)
Организация учета достижений обучающихся в детских творческих коллективах ОДОД
В настоящее время в отделении существуют следующие формы фиксации: диагностическая карта-профиль личностных достижений; «Тетрадь успешности»; «Портфолио достижений воспитанника» и электронный журнал «Парагра»
В электронном журнале фиксируются результаты участия в фестивалях, смотрах, конкурсах, олимпиадах и т.п., которые фиксируются педагогом дополнительного образования в личном деле учащегося.
В учительской «тетради успешности» отражаются успехи учащегося, полезные дела, которые он сделал для себя, своих родных, друзей и окружающих людей. Использование данной тетради позволяет повысить качество и результативность работы педагогов дополнительного образования (рис.1).
В настоящее время популярной формой, а некоторые исследователи называют и педагогической технологией, фиксации и оценки достижений учащихся в ОДОД является портфолио, которое существенно дополняет современные контрольно-оценочные средства.
Портфолио не только является современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи: поддерживать высокую учебную мотивацию воспитанников; поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения; развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся; формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать. Портфолио может быть электронным или бумажным (папка)
Организация учета творческих достижений позволяет видеть результативность освоения образовательных программ
Результативность участия коллективов ОДОД в олимпиадах, смотрах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях и пр. различного уровня (Просмотреть)
Организация мероприятий для предъявления и демонстрации творческих достижений обучающихся в ОДОД по различным направлениям деятельности
Развитие у школьников творческого мышления одна из важнейших задач в сегодняшней школе. Стремление реализовать себя, проявить свои возможности – это то направляющее начало, которое проявляется во всех формах человеческой жизни – стремление к развитию, расширению, совершенствованию, зрелости, тенденция к выражению и проявлению всех способностей организма и «я».
-
На торжественных общешкольных линейках. В конце каждой четверти в гимназии проходят линейки достижений, на которых отмечают ребят показавших успехи в какой-либо области
-
На страницах Vk, видео презентациях в холлах учреждения, на сайтах объединений и стендах ОДОД. Педагоги отделения систематически рассказывают об успехах своих воспитанников и делятся их успехами.
-
Отчетные мероприятия, концерты, выставки, фестивали. Яркой демонстрацией творческих достижений художественной направленности являются отчетные концерты (индивидуальные конкретного объединения и общие) спектакли, праздничные выступления, фестивали, конкурсы.
-
Соревнования - показатель физкультурно- спортивной направленности
-
Открытые занятия и мероприятия – это обязательные мероприятия. Каждый педагог их проводит один или несколько раз в год. Открытое занятие – это не только испытание, но и прекрасная возможность для учителя продемонстрировать знания, умения и навыки своих воспитанников
-
Проектно-практические конференции Развитие поисковой активности и познавательного интереса – это главное условие уверенности в себе
Образцовый хореографический ансамбль «Лукоморье» и ГБОУ гимназия 406, с привлечением социокультурной среды - организатор нескольких творческих проектов:
Но, возможно, в этом году он состоится в очной форме.
Организация деятельности по поддержке способностей и талантов обучающихся в ОДОД ОУ
Работа по выявлению, развитию и поддержке одаренных детей является одной из приоритетных задач. Работа организуется на основе специальной программы гимназии «Одаренные дети», которая предполагает ряд этапов:
Выявление одаренных детей. Сбор сведений посредством:
-
системы электронного журнала «Параграф», накапливающей достижения учащихся в гимназии и за ее пределами; автоматически выделяющей наивысшие творческие достижения и творческую активность воспитанников;
-
наблюдение за работой ребёнка над индивидуальными заданиями, реализацией творческого проекта;
-
диагностика, усвоения программного материала.
Решению данной задачи способствуют:
-
реклама отделений объединения, выступление на родительских собраниях, на сайте;
-
организация творческих выступлений учащихся и открытых занятий;
-
организация публичных выступлений коллективов на конкурсах, фестивалях различного уровня;
Поддержка осуществляется через:
-
создание благоприятной дружеской атмосферы на занятии в группе, способствующей самораскрытию личности;
-
создание ситуации успеха;
-
работа с родителями: консультирование по вопросам помощи развития ребёнка;
-
публичное чествования, торжественное награждение учащихся-победителей различных конкурсов и фестивалей;
Развитию одаренных детей способствуют:
-
индивидуальный подход к каждому ребёнку, возможность выбора индивидуального образовательного маршрута;
-
наличие соревновательного момента в работе (используется для повышенных нагрузок при подготовке к конкурсным и творческим выступлениям);
-
общение в разновозрастных группах по интересам;
-
совместно-разделенная работа в группах (позволяет ребёнку осознать свою значимость, а также показать себя в той работе, которая у него получается лучше всего);
-
использование системного эффекта эмерджентности, позволяющего усилить индивидуальные возможности при слаженной групповой работе (используется в творческих проектах и концертных выступлениях);
-
организация посещений мастер-классов с привлечением внешних педагогов-мастеров. (например, педагогов ансамбля «Берёзка», шоу-балета «Тодес» и др.);
-
организация поездок-стажировок в тематические смены (в спортивные и оздоровительные лагеря, во Всероссийские детские центры Орлёнок, «Артек», «Океан»);
-
участие в соревнованиях, фестивалях, конкурсах;
-
презентация достижений учащихся на сайтах групп и гимназии, в группах ( «в контакте»). Печатных изданиях.
Ежегодно на базе ГБОУ гимназии № 406 Пушкинского района Санкт-Петербурга проходит проектно-практическая конференция школьников «Царскосельские старты» на которой активными участниками и победителями выступают воспитанники отделения со своими проектными работами.
Конференция не только позволяет представить на защиту работы учащихся, но и сформировать позитивное общественное мнение о потенциальных возможностях дополнительного образования детей и подростков в условиях современной общеобразовательной школы.
В отделении есть Образцовый детский коллектив Санкт-Петербурга
Образцовый хореографический ансамбль «Лукоморье». Руководитель Уваричева Н.Ю.
Хореографический ансамбль "Лукоморье" (vk.com)
Лукоморье в г. Пушкин (lukomorie-spb.ru)
Коллектив неоднократно награждался Премиями законодательного собрания и бесплатными путевками в ФЦ «Артек», «Орленок» и «Океан»