Результаты
независимой экспертизы
оценки качества
оказания услуг
«Все флаги в гости будут к нам», — писал когда-то Пушкин. 27 марта Музей-Лицей принимал гостей из далекой Японии, представителей ведущих университетов и ученого сообщества НИКОРС. Руководитель группы — профессор Юкико Савано и члены делегации профессор Минору Отани, доктора наук Тамаи Масами и Кеньити Киносита ставили своей целью изучить вопросы дополнительного образования школьников в России. Тема семинара звучала так: «Музей и школа. Формы сотрудничества».
Встреча началась с интерактивной экскурсии по Лицею, которую провели специалисты отдела музейных программ Всероссийского музея А. С. Пушкина. Наравне со взрослыми в ней приняли участие ученики четвертых классов гимназии № 406, которые второй год посещают занятия лицейских абонементов. Ребята с удовольствием отвечали на вопросы музейных педагогов, вызывая улыбки, а порой аплодисменты гостей. Атмосфера была столь непринужденной, что и сами дети начали задавать вопросы: «Сколько лет учатся в японских школах?», «Существует ли школьная форма?», «Какая оценка считается лучшей?». Надо отметить, что языкового барьера не существовало, гости из Японии свободно говорили по-русски.
Наверное, неслучайно встреча проходила 27 марта, в Международный день театра. Гимназисты, участники студии «Художественное слово» (руководитель Е. В. Шульга, концертмейстер Е. Г. Подгорная) подготовили спектакль, посвященный лицейской жизни. Ребята не только замечательно читали стихи, они с легкостью перевоплощались то в учеников, то в гостей, то в преподавателей Лицея. И словно не было этих двух столетий — в парадном зале танцевали юные пары, звучала «Прощальная песнь», в классе рождались поэтические строчки...
Ощущение непреходящей связи времен, близости исторического прошлого было настолько ярким, что оно захватило всех — гостей, сотрудников музея, педагогов и школьников — по завершении экскурсии дети с удовольствием «на бис» читали стихи и исполнили лицейский гимн. Я слушала их и думала о том, что, вероятно, не все юные герои этого дня понимают, какое чудо они сотворили вместе со своими учителями, но это чудо навсегда останется в их жизни, в их детстве!
Вторая часть нашей встречи была посвящена обсуждению насущных проблем музейной работы с детьми. С приветственным словом к присутствующим обратился директор Всероссийского музея А. С. Пушкина Сергей Михайлович Некрасов, он отметил важность этого направления деятельности музея и вручил гостям памятные подарки. Елена Владимировна Шульга, педагог дополнительного образования гимназии № 406, в своем выступлении подчеркнула, что в Лицее на протяжении многих лет действует такая система работы с детьми, которая позволяет каждому ребенку не только получить новые знания, но и проявить свою индивидуальность. От «Первой встречи с музеем» в первом классе до участия в международном Лицейском фестивале — такой путь походят школьники, а сотрудничеству педагогов гимназии и Музея-Лицея уже более 20 лет.
Представителей Японии интересовал вопрос: как становятся музейными педагогами? Ответить на него было непросто. Конечно, важно университетское образование и опыт работы — это та основа, без которой любые начинания окажутся легковесными. И конечно, надо любить детей, постоянно учиться, быть открытым людям и миру. Надо любить свое Дело, свой музей.
Музей-Лицей — один из центров воспитания юношества в нашем городе. Занятия по абонементам, литературные праздники, краеведческие игры, художественные выставки, подготовка юных экскурсоводов, Лицейский фестиваль «Царскосельская осень» — все то, чем заслуженно гордится музей, было представлено гостям. Они с интересом рассматривали фотографии, рисунки, литературные сборники. Преподавателей из Японии особенно поразило, что в музее проводится так много творческих конкурсов. Они увезли с собой список тем, по которым писали сочинения и стихи воспитанники Лицея и современные пушкинские дети. Может быть, в будущем в Стране восходящего солнца школьники напишут сочинения на тему, предложенную однажды профессором Кошанским: «Опишите, пожалуйста, восход солнца»!
Гости покидали музей со словами глубокой благодарности и искреннего восхищения. А сотрудники Музея-Лицея уже задумали новый проект: а что если издать совместный сборник детских творческих работ? Наши дети, как когда-то лицеисты, опишут в стихах розу, японские — сакуру, украсим сборник детскими рисунками, и он станет замечательным подарком к 200-летию выпуска первого лицейского курса.